160 рублей на сельского жителя — это и есть развитие территорий? Спасибо, отцы, за заботу!

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 1 июля выделить 6 млрд рублей на развитие сельских территорий, сообщается на сайте Кремля. 

«Правительству РФ обеспечить выделение в 2021 году из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований в размере не менее 6 млрд рублей на реализацию государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», — говорится в тексте поручения по итогам совещания с членами правительства. 

Оперативно запросив мнение наших коллег в регионах, мы  сформулировали свое видение такой щедрости. Не претендуем на «абсолютную истинность» результатов нашей работы. Однако считаем, что проблема развития сельских территорий слишком сложна, чтобы  пытаться обойти острые углы. Необходимо всестороннее, откровенное, со знанием реалий на местах, обсуждение всеми заинтересованными сторонами. Предлагаем читателям «Крестьянских Ведомостей» включиться в обсуждение и обозначить свою компетентную позицию, которую мы обязательно учтем в наших дальнейших исследованиях. 

Любые суммы дополнительно направляемых средств на развитие сельских территорий будут не лишними. Дополнительные 6 млрд. руб., на первый взгляд, не маленькая сумма, однако, она составит всего около 160 руб.  в расчете на 1 сельского жителя России и около 30 руб. в расчет на 1 га   сельскохозяйственных угодий. Риторический вопрос: «Можно ли что-то реально сделать на данные суммы?». 

Как отмечает  заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики — Министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики Ольга Викторовна Абрамова: «Необходимо создавать и культивировать село как территорию, комфортную для жизни! Иными словами, очень важно создать благополучный образ села. По опыту нашего региона мы четко понимаем, что это не только дороги и связь (что обязательно, конечно). Это еще и эмоциональная составляющая — современные общественные пространства, комфортные места отдыха для людей всех возрастов. В этой связи очень важно стремление людей не уезжать, а участвовать в изменениях своей территории». 

Необходимы не разовые дополнительные транши, но долгосрочная, научно-обоснованная, подкрепленная гарантированным финансированием всего комплекса мероприятий Программа устойчивого развития сельских территорий.  

Сокращение трудоспособного сельского населения объективно приводит к необходимости внедрения в аграрном производстве высокопроизводительных технологий, роботизации и цифровизации основных производственных процессов.   

Решением этой проблемы активно занимаются в Санкт-Петербургском Федеральном исследовательском центре РАН, где 7 по 9 июня проходит Первая международная Конференция «Цифровизация сельского хозяйства и органическое производство ADOP – 2021» ( http://adop.nw.ru/). 

Самое современное производство нуждается в развитой транспортной инфраструктуре для организации эффективной логистики. Руководитель крупного сельскохозяйственного предприятия Пермского края Елена Валентина Качина, активно внедряющая роботизированные технологии, отмечает: «по Интернету произведенное молоко  не передашь и детей в школу не отвезешь».  

Как отмечает старший научный сотрудник нашего института Ю.Н. Никулина: «Развитие инфраструктуры, включая доступ к Интернету, в сельских поселениях остается одним из условий развития села и возвратной миграции части населения в сельскую местность в долгосрочной перспективе. Уровень благоустройства домов в сельской местности России по-прежнему остается низким и значительно отстает от городского. Так, только порядка 35% жилищного фонда в сельской местности оборудовано всеми видами благоустройств одновременно (водопровод, водоотведение, газ, отопление, горячее водоснабжение). Широкополосный доступ к сети Интернет имеют  60% сельских домохозяйств. Это создает ограничения для развития сельских территорий и требует больших инвестиций, в том числе бюджетных, в сельскую инфраструктуру. Частично сократить инфраструктурный разрыв между городом и селом позволит развитие онлайн-технологий, телемедицины, дистанционного образования, электронной коммерции. Однако это требует финансирования развития не только  самих технологий, но и обучения и консультирования пользователей – сельских жителей. 

Еще одним актуальным вопросом развития сельских территорий является занятость. Доля сельскохозяйственной занятости в сельской местности неуклонно снижается: за 2010-2020 гг. – с 26% до 20%. И будет продолжать снижаться. Для сравнения доля занятых в сельском хозяйстве в развитых странах: 11% — в ЕС,  5% — в США. Сельское хозяйство перестает быть основным источником занятости и дохода в сельской местности. Поэтому для развития сельских территорий принципиально важным становится диверсификации источников дохода, развитие альтернативной (несельскохозяйственной) занятости в сельской местности. С рынком труда связаны и вопросы сельской безработицы и уровня доходов. Уровень безработицы в сельской местности России почти в два раза выше, чем в городах (8% по сравнению с 5%), а около 1/5 сельских жителей получают доход ниже прожиточного минимума. Сельская бедность является значимым препятствием для развития сельских территорий. 

Госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» включает отдельное направление «Развитие рынка труда на сельских территориях». Безусловно, положительным сигналом, является наличие в госпрограмме целей по повышению уровня занятости сельского населения. Однако, имеющиеся мероприятия блока по развитию рынка труда: не выходят за пределы АПК, коснулись небольшого количества участников (порядка 3 тыс. чел.) и уже в первый год реализации финансирование этого направления было  существенно сокращено.  

Выделение дополнительных средств пока не способно коренным образом повлиять на сельскую занятость. Нужны дополнительные мероприятия по содействию развития альтернативной занятости, сельского предпринимательства, в т.ч. выходящие за пределы Госпрограммы». 

В большинстве регионов Нечерноземной Зоны Российской Федерации, проблемами развития которых многие годы занимается наш институт, наиболее острыми проблемами являются: 

— депопуляция сельского населения, возникновение в ряде районов ситуации «обезлюдения», характеризующаяся катастрофически низкой плотностью трудоспособного населения и его исходом в города; 

— деградация социальной и транспортной инфраструктуры, обострившаяся в связи с разорением многих сельхозпредприятий;  

— практикуемая рядом федеральных министерств (образования, здравоохранения, культуры) политика псевдо оптимизации и сиюминутной экономии, которая приводит к ликвидации во многих сельских поселениях школ, дошкольных учреждений, медицинских учреждений и учреждений культуры, что в свою очередь приводит к дальнейшему оттоку из сельской местности как сельской интеллигенции, так и наиболее активных сельских жителей трудоспособного возраста. Руководитель крупного сельскохозяйственного предприятия Пермского края Елена Валентина Кашина отмечает, что «укрупнение территорий ведет к обезлюдению сельских территорий России», т. к. ведет к сокращению в небольших населенных пунктах штатных единиц учреждений школьного и дошкольного образования, медицинских работников. 

— продолжающееся разрушение, складывавшегося веками, народного типа морального и нравственного поведения русского крестьянства, в том числе, безусловное выполнение  взятых на себя  обязательств и уважение к чужой собственности, крепкие семейные устои, воспитание на личном примере трудолюбия у подрастающего поколения, передающиеся от поколения к поколению трудовые навыки, сохранение культурно-этнических традиций, поддерживающих устойчивость развития населения и территории в конкретной местности.   

Среди устранимых препятствий в первую очередь следует отметить: 

—  продолжающуюся неравномерность распределения и развития сельскохозяйственного и других производств по сельским территориям России, чему в немалой степени способствует реализуемая на федеральном уровне аграрная политика, в результате которой основные средства поддержки достаются крупнейшим производителям в регионах с благоприятными агроклиматическими условиями; 

— последствия проводимой с 70-х годов политики «малоперспективных деревень», которая с разной периодичностью и активностью продолжается и в настоящее время.   

Сельские территории являются базой аграрного производства, обеспечения Продовольственной безопасности России, актуальность которой возрастает в связи с ростом волатильности на глобальных рынка, политической нестабильностью. Рост частоты и глубины погодно-климатических аномалий вызывает необходимость развития аграрного производства во всех без исключения природно-климатических зонах России.   

Сельские территории при создании благоприятных условий объективно способны обеспечить устойчивость прироста здорового, трудоспособного населения . 

Сельские территории способны разместить и рассредоточить эвакуированное, в случае Чрезвычайных Обстоятельств различной природы,  городское население.  

Заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики — Министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики Ольга Викторовна Абрамова: «То, что развивать сельские территории необходимо — не подлежит сомнению. Например, в Удмуртии 34 процента населения — это сельские жители, для каждого из которых важна и транспортерная доступность и наличие жизненно необходимых социальных благ». 

Нельзя противопоставлять страну и сельские территории, т.к. сельские территории составляют ее подавляющую часть. Помимо финансов необходимы политическая воля, понимание стратегической роли сельских территорий, научно-обоснованная стратегия, устойчивые порядки и правила поддержки предпринимательства на селе.  

Вопрос самоуправления один из самых сложных. В разных регионах, и даже отдельных районах,  различный уровень социальной зрелости и ответственности населения подразумевает различные формы развития идеи самоуправления. Большая территория и различие условий хозяйствования объективно требует дифференцированных управленческих воздействий, вместе с тем необходимо и сохранение единой управляемости.    

Заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики — Министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики Ольга Викторовна Абрамова: «С одной стороны, Россия — очень большая страна… Обеспечение порядка и реализация стратегии развития любой территории (с ее особенностями) должны быть максимально скоординированы. С другой стороны — именно местное самоуправление несёт самую большую ответственности (в первую очередь перед людьми). 

Поэтому считаю, что местное самоуправление на территории Российской Федерации необходимо». 

Важно соизмерять краткосрочные экономические выигрыши и социальные последствия. В каждом отдельном случае, считаем, необходима тщательная проработка вопрос, с расчетами и обоснованиями краткосрочных и долгосрочных последствий, с подключением независимых экспертов.  

Если данный вопрос возникает, следовательно, к сожалению, «осталась», что может привести к эффекту «шагреневой кожи», когда благосостояние  общества достигается за счет «потери» сельских территорий.  

Источник

Поделиться новостью
Перейти к верхней панели