Автомодельное бюро: ЗИЛ-ММЗ-555
Кузов самосвала
Этот грузовик был изготовлен Мытищинским машиностроительным заводом (ныне ОАО «ММЗ») на шасси ЗИЛ-130. Многочисленные модификации шасси были сделаны для использования машин в различных отраслях промышленности. В ходе серийного производства грузовики постоянно совершенствовались и модернизировались. Версия 555, например, имеет укороченную базу, что обеспечивает ей лучшую маневренность по сравнению с конкурентами. Его разгрузка могла осуществляться только путем наклона рабочей платформы, а шасси ЗИЛ-130 D1 могло быть сцеплено с прицепом.
После 1970-х годов специфический округлый кузов самосвала стал оснащаться защитным козырьком для защиты кабины водителя от груза (модель 555G).
Параметры технического плана
Ниже перечислены основные характеристики автомобиля:
- Период производства — 1964-1975 гг.
- Длина/ширина/высота — 5,47/2,42/2,51 м.
- Пассажировместимость — 3 человека, включая водителя.
- Масса без нагрузки/полная масса — 4,57/9,3 т.
- База — 3,3 м.
- Дорожный просвет — 27 см.
- Ограничение скорости — 90 км/ч.
- Расход топлива (л/100 км) — 26.
- Силовая установка — карбюраторный четырехтактный двигатель с 8 цилиндрами, V-образный (объем — 6 литров, мощность — 150 л.с.).
- Компрессия составляет 6,5.
- Шины имеют размер 260/508P.
Кроме того, грузовик оснащен однодисковым сухим сцеплением, пятиступенчатой механической коробкой передач и двухдиапазонным гидравлическим усилителем рулевого управления.
Технические характеристики автомобиля
Планируя ознакомиться с возможностями этой модификации, имеет смысл рассмотреть ее технические параметры. Несмотря на то, что грузовик был разработан на базе 130-й модели, из-за более короткой рамы параметры автомобиля отличаются.
К наиболее важным из них относятся:
- размеры (ДхШхВ) — 5,475×2,42×2,51 м;
- колёсная база — 3 300 мм
- максимальная скорость — 90 км/ч;
- мощность двигателя — в зависимости от модификации, от 110 до 150 л.с;
- Заявленный производителем расход топлива — 37 л/100 км.
В качестве силового агрегата использовался четырехтактный двигатель с 8 цилиндрами, относящийся к V-образному типу. Его объем составляет 6 литров. Объем кузова, масса автомобиля, грузоподъемность и другие характеристики зависят от конкретного варианта и должны уточняться отдельно.
Грузоподъемность
Модель несколько раз обновлялась, изменилась и грузоподъемность. Для стандартных версий первых лет производства максимальная нагрузка составляла 4,5 тонны, но позже она была значительно увеличена для всех модификаций — до 5,25 тонны.
Объем кузова
Одним из главных преимуществ этого грузовика является внушительный объем кузова, который позволяет перевозить большие грузы. Все версии имеют одинаковый объем кузова — 3 м3, что достаточно для широкого использования в сельском хозяйстве и промышленности.
Вес модели, как и другие параметры, зависит от конкретной модификации. Для большинства из них собственный вес составляет 4,57 тонны, а полная масса может достигать 9,3 тонны. Следует отметить, что грузовик выдерживает перегрузку, поэтому его масса может быть значительно выше в случае чрезмерных нагрузок.
Параметры электрооборудования
Модели ЗИЛ-ММЗ-555 имеют отличительную особенность по сравнению с другими вариантами. У них есть задние фонари. Их схема подключения является однопроводной. Отрицательно заряженные клеммы источника тока подключаются к заземлению автомобиля.
Номинальное напряжение системы — до 12 В. Электрическая система имеет жгуты проводов низкого и высокого напряжения. Если они повреждены, их необходимо заменить. Они не подлежат ремонту.
В случае короткого замыкания рекомендуется провести внешний визуальный осмотр цепи. Если возникает неисправность, ее необходимо быстро устранить. Для проверки электрооборудования автомобиля используйте инструмент контрольной лампы. Также необходимо проверить состояние внешнего изоляционного покрытия проводов, возможны повреждения.
Силовая установка
Самосвал ЗИЛ-ММЗ 555 в стандартной комплектации оснащен восьмицилиндровым двигателем жидкостного охлаждения, который является переработанной версией двигателя, устанавливаемого на автомобили представительского класса ЗИЛ-111.
Более экономичный двигатель 157D устанавливался с середины 1970-х годов. Это шестицилиндровый двигатель мощностью 110 л.с., работающий на топливе АИ-72 и АИ-76.
Экспортные версии могли оснащаться следующими двигателями:
- Дизель Perkins (Perkins 6.345), мощностью 140 л.с.
- Четырехцилиндровая версия Valmet 411BS приводится в движение дизельным двигателем мощностью 125 л.с.
- Версия Leyland 0.400 (дизельное топливо, 135 л.с.).
Грузовики могут быть оснащены стартерным подогревателем для работы в регионах с очень низкими температурами. После 1997 года появились новые модели с газовым двигателем (ЗИЛ-138).
Гидравлика и рулевое управление
Автомобиль ЗИЛ-ММЗ 555 был оснащен гидравлической системой подъема кузова. Он состоял из бака для гидравлической жидкости (емкость — 17 литров), механического насоса (приводимого в действие карданным валом) и гидравлического цилиндра. Навесное оборудование было соединено с задней передачей коробки передач, что давало мощность около 4,5 л.с.
Для того времени система рулевого управления данного автомобиля считалась современной и новаторской. Этот агрегат оснащался гидроусилителем руля, спаренным лопастным насосом, приводимым в действие ремнем от коленчатого вала.
Электрическая и тормозная система
ЗИЛ-ММЗ 555 имел однопроводную 12-вольтовую электрическую систему. Используемая батарея — это элемент емкостью 90 Ач (6ST-90-EM). Присутствует генератор переменного тока, обеспечивающий предел в 60 А. Двигатели 157D были оснащены генератором постоянного тока типа G-108-B.
Тормозной механизм — барабанные элементы на всех колесах. Для управления тормозами имелась пневматическая система. Воздушная смесь помещается в специальный сосуд под давлением, которое нагнетается механическим компрессором. Он приводится в действие ременной передачей от шкива водяного насоса. При двух тысячах оборотов в минуту производительность компрессора составляет 220 л/мин. Стояночный тормоз также барабанного типа и при срабатывании блокирует приводной вал.
Особенности двигателя
ЗИЛ-ММЗ-555 оснащен бензиновым двигателем, который состоит из 8 цилиндров. Привод изготовлен в соответствии с международным экологическим стандартом Евро-0. Основными особенностями этого агрегата на грузовике являются:
- Цилиндрические части расположены V-образно, под прямым углом 90°.
- Минимальный диаметр цилиндрических деталей составляет 10 см.
- Рабочий объем двигателя составляет 6 литров.
- Максимальный крутящий момент достигает 401 Нм.
- Частота вращения коленчатого вала составляет 2 600 об/мин.
- Общий вес двигателя составляет 640 килограммов.
Цилиндры в двигателе работают в следующем порядке: 1-5-4-2-6-3-7-8. Справа расположены цилиндры с номерами 1,2, 3, 4, слева — цилиндры с номерами 5, 6, 7, 8.
Толкающая часть двигателя изготовлена из стального сплава, в составе которого преобладает чугун. Выпускной клапан изготовлен из алюминия и имеет полость для нагретой рабочей жидкости. Он расположен между головками цилиндров. Выпускной клапан изготовлен из чугунного сплава и расположен по бокам блока цилиндров.
Технические характеристики ЗИЛ-ММ3-555
Производить: | Митищский машиностроительный завод |
Габаритные размеры: длина, мм ширина, мм высота, мм | 5475 2420 2510 |
Количество мест | 3 |
Грузоподъемность, т | 4.5 |
Вес в нагруженном состоянии, т | 4.57 |
Формула колеса | 4 х 2 |
Справочный расход топлива автомобиля при скорости 60 км/ч | 26 л/100 км |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Двигатель | ЗИЛ-130, карбюратор, тип V, четырехтактный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный |
Объем двигателя, л | 6 |
Максимальная мощность, л.с. | 150 |
Редуктор | 5-ступенчатый |
Рулевой механизм | Двухступенчатая: рециркуляционная шаровая гайка и шестерня; с усилителем рулевого управления |
Полная масса, т | 9.3 |
Интерьер
Кабина для трех человек расположена непосредственно за моторным отсеком. Сиденье водителя регулируется по длине, высоте и углу наклона. Рабочее место оборудовано обогревателем, стеклоочистителями с парой щеток и омывателем стекла.
В крыше самосвала ЗИЛ-ММЗ 555 разработчики предусмотрели пару вентиляционных люков. Цельнометаллическая кабина оснащена оригинальной радиаторной решеткой. В то время комфорт для водителя в рассматриваемой машине считался очень приличным.
Посадка в салоне была улучшена, пространство увеличилось более чем на метр по сравнению с некоторыми предшественниками. Приборная панель органично организована с органами управления и приборами. Улучшилась безопасность водителей, а также условия труда. Гидравлический усилитель руля позволяет легче удерживать автомобиль на дороге в случае поломки передних рулевых скоб.
Цены и аналоги
Производство самосвалов закончилось в 1987 году, но эти машины можно найти на рынке подержанных автомобилей. Стоимость грузовика, находящегося в хорошем рабочем состоянии, составляет около 200 000 рублей. Есть машины стоимостью 50-70 тысяч рублей, без документов и государственной регистрации. Модели, выполненные в масштабе 1:43, выпускаются для коллекционеров. Цена такого миниатюрного самосвала составляет 1-2 тысячи рублей. Прямым аналогом этой модели является грузовик ЗИЛ-ММЗ-4502 или его модернизированная версия ММЗ-4505.
Устройство
Дизельный самосвал ЗИЛ на шасси модели 130 — это промежуточное транспортное средство, предназначенное для строительных работ, дорожного строительства, а также сельского хозяйства. Грузовик отличался надежностью, легкостью в обслуживании, простотой и комфортом в кабине.
Двигатель
Базовым двигателем, устанавливаемым практически на все модификации ЗИЛ-130, был 8-цилиндровый V-образный двигатель с жидкостным охлаждением, который представлял собой дефорсированную версию силового агрегата, использовавшегося на представительской модели ЗИЛ-111.
Впоследствии, начиная с середины 1970-х годов, двигатели ЗИЛ-157Д устанавливались на шасси самосвала ЗИЛ-130К для повышения расхода топлива автомобиля и, учитывая чрезмерную мощность базового двигателя, для внесения некоторых изменений. Это рядный 6-цилиндровый двигатель мощностью 110 л.с. Оба использовали бензин А-72, позже А-76.
Экспортные версии могли оснащаться иностранными двигателями:
- Perkins 6.345, дизельный двигатель мощностью 140 л.с.
- Valmet 411BS, 4-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 125 л.с.
- Leyland 0.400, 6-цилиндровый дизельный двигатель, 135 л.с.
Автомобили, предназначенные для холодной погоды, в холодных регионах оснащались отопителем.
С 1977 года двигатель был адаптирован для использования природного газа в качестве топлива. Эти двигатели получили обозначение ЗИЛ-138.
Гидравлика
Гидравлическая система для опускания и подъема кузова состояла из 17-литрового бака с гидравлической жидкостью, механического насоса, приводимого в действие отбором мощности, и гидравлического цилиндра для подъема и опускания кузова. Отбор мощности происходил от задней коробки передач и имел мощность 4,5 л.с.
Гидравлическая схема самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 на шасси ЗИЛ-130
1 — шарнир гидравлического корпуса; 2 — гидравлический корпус; 3 — цилиндр; 4 — рукав; 5 — масляный бак; 6 — фильтр; 7 — линия высокого давления; 8 — предохранительный клапан фильтра; 9 — обводная линия; 10 — линия низкого давления; 11 — рычаг отбора мощности и переключения клапана управления; 12 — рычаг клапана управления; 13 — буферная пружина клапана управления; 14 — тяга клапана управления; 15 — клапан управления; 16 — предохранительный клапан; 17 — перепускной канал для масла; 18 — впускной (обратный) клапан; 19 — шестеренчатый насос
Трансмиссия
Автомобиль имеет задний привод, сухое однодисковое сцепление и механическую пятиступенчатую коробку передач с двумя синхронизаторами на второй-третьей и четвертой-пятой передачах, кроме первой и задней.
Этот агрегат был инновационным во многих отношениях для автомобильных технологий того времени и подвергся модернизации, которая включала в себя изменение карданного вала, установку подшипника на передний шарнир и модификацию других компонентов.
Коробка передач передавала крутящий момент на заднюю ось через карданный вал. В стандартной модели ЗИЛ-130 (колхозник) и расширенной модификации использовались 2 вала с промежуточной опорой, закрепленной на раме. Короткобазная модификация оснащалась одним валом, который не требовал промежуточной опоры.
Рулевое управление
В новой для СССР системе рулевого управления использовался гидроусилитель руля — двухлопастной насос, приводимый в действие ремнем от коленчатого вала двигателя.
Схема переключения передач самосвала ЗИЛ-130
Элекросистема
Электрическая система была однопроводной, 12-вольтовой. Использовалась батарея емкостью 90 Ач (6ST-90-EM), установленный генератор переменного тока 32.3701 обеспечивал максимум 60 Ач. На двигателях ЗИЛ-157Д использовался генератор переменного тока Г108-В.
Тормозная система
На автомобиле были установлены барабанные тормоза на всех колесах. Тормоза приводятся в действие пневматической системой. Запас воздуха хранится в специальном баллоне под давлением, которое обеспечивается механическим компрессором, приводимым в действие от шкива водяного насоса приводным ремнем. Производительность двухцилиндрового компрессора составляет 220 л/мин при 2000 об/мин.
Стояночный тормоз представляет собой барабан, блокирующий приводной вал.
Кузов
В зависимости от модификации использовались различные самосвальные кузова. Грузовики ЗИЛ-ММЗ-555 с короткой колесной базой не могли разгружаться боком. «Сельскохозяйственная» модель 554 с длинной колесной базой имела такую возможность.
Стандартный округлый кузов, устанавливаемый на ЗИЛ-ММЗ-555 1970 года, был оснащен глазком для защиты кабины от падающих грузов. Этой модификации был присвоен индекс ЗИЛ-ММЗ-555Г.
ЗИЛ-ММЗ 555: технические характеристики
Грузовик ЗИЛ-ММЗ 555 был выпущен на базе модели 130. Самосвал предназначен в основном для работы в сельскохозяйственном секторе, но может использоваться для перевозки сыпучих грузов в строительстве и других промышленных областях. Производство этого грузовика началось более пятидесяти лет назад, но и сегодня его можно увидеть в действии. Автомобиль отличается надежностью, простотой конструкции, хорошей проходимостью и вместимостью. В этом материале мы рассмотрим его особенности и характеристики.
Характеристика гидравлической системы
Модель ЗИЛ-ММЗ-555 имеет в своем устройстве гидравлический механизм опрокидывания. В его основе лежат следующие компоненты:
- насос;
- устройство типа переключателя;
- ограничительный элемент клапана;
- гидравлический домкрат;
- Резервуар, в котором хранится рабочая жидкость;
- Трубопроводы высокого и низкого давления;
- рычаг управления;
- крепежные элементы;
- вал для выбора значений мощности.
Когда рычаг управления перемещается назад, шестерни промежуточного блока входят в зацепление с шестернями коробки передач заднего хода. Это активирует селектор коробки передач.
Одновременно с этими процессами начинает работать насос, мазут выходит из насоса и по топливопроводу поступает к распределителю. Затем топливо поступает в подъемный элемент автомобиля. Передний рычаг распределителя используется для подъема коробки, а задний рычаг распределителя используется для подъема коробки прицепа.
Узел трансмиссии
Машина оснащена задним ведущим мостом, сухим однодисковым сцеплением и пятиступенчатой коробкой передач с парой синхронизаторов. Устройство имеет фиксированное зацепление шестерен, за исключением первой и задней скоростей, что было новинкой для того времени. Коробка передач передает крутящий момент от привода на заднюю ось через карданный вал. Стандартная и длиннобазная версии имели два вала на промежуточном кронштейне, прикрепленном к раме.
ЗИЛ-ММЗ 555 был самосвалом с укороченной колесной базой и оснащенным одним валом без промежуточной опоры. Механическая коробка передач была разработана в 1961 году и модифицирована шесть лет спустя (вместо игольчатого подшипника конструкторы установили сепаратор).
История появления модели
Производство автомобилей серии ЗИЛ на Мытищинском машиностроительном заводе началось еще в 1953 году. Одной из самых популярных моделей был ЗИЛ-554, сошедший с конвейера в 1957 году. Эта модель была разработана специально для сельского хозяйства. Он отличался от своих предшественников стандартным размером рамы и возможностью разгрузки товаров с трех сторон.
За годы производства на рынок вышло большое количество модификаций, которые со временем дополнялись и совершенствовались.
В 1975 году ЗИЛ-554-ММЗ получил государственную награду «Символ качества».
Технические характеристики
Размеры и технические параметры ЗИЛ-ММЗ-555:
- длина — 5475 мм;
- ширина (по сторонам от шин задней оси) — 2420 мм;
- высота (до видоискателя корпуса в опущенном положении) — 2510 мм;
- колесная база — 3300 мм;
- количество разгрузочных сторон — 1;
- допустимый угол наклона при разгрузке — 55°;
- объем кузова — 3 м³;
- стандартный расход топлива (включая подъем платформы) — 37 литров на 100 км;
- скорость движения — 90 км/ч.
Помимо стального кузова, существовал прототип, оснащенный кузовом из стекловолокна. Вместимость составляла 2,75 м³ при грузоподъемности 4700 кг. Малыми сериями строилась самосвальная версия с возможностью установки заплат на доски. На шасси ЗИЛ-138 была выпущена небольшая серия грузовиков, оснащенных газовым оборудованием. Грузовики сохранили возможность работы двигателя на бензине А-76.
Модернизация КПП
Со временем была выпущена рестайлинговая версия коробки передач. На ней отсутствовало стопорное кольцо, а ручка переключения передач была снабжена изолирующей резиновой прокладкой для предотвращения попадания воды в коробку передач во время брода или дождя.
Специальная паста позволила конструкторам ММЗ защитить крышку люка и коробку передач, а также масляный поддон и некоторые другие компоненты. Вентиляция внутри агрегата осуществляется с помощью специальной трубы, а сам картер изготовлен из высокопрочного чугуна, что значительно продлевает срок его службы. На передней оси используются гидравлические амортизаторы, а на задней — телескопические.