Бывшие топ-менеджеры ОЗК могут вложиться в птицеводство

Телеграмм АГРОНОВОСТИ

На фоне консолидации российского экспорта зерна участники рынка начинают искать возможности для диверсификации своей деятельности. Например, владельцы «АгроЛэндТрейд», бывшие топ-менеджеры Объединенной зерновой компании (ОЗК) Марат Шайдаев и Алексей Чемеричко думают о покупке комплекса по производству утиного мяса мощностью до 6 500 тонн в год. Этот актив может потребовать дальнейших инвестиций, поскольку спрос на утиное мясо сдерживается потребительской экономикой.

Компания, контролируемая бывшими топ-менеджерами ОЗК Маратом Шайдевым и Алексеем Чемеричкой, подала заявку на покупку комплекса «Утиная ферма» в Челябинске. Это следует из протокола аукциона, обнаруженного «Коммерсантом» в реестре банкротств. Актив был предложен по стартовой цене 653,4 миллиона рублей. Однако аукцион не состоялся, так как единственный участник не подтвердил перечисление задатка. Источник «Коммерсанта», осведомленный о возможной сделке, сообщил, что претенденту, очевидно, нужно больше времени для изучения актива. Повторный тендер должен состояться в августе.

Марат Шайдаев и Алексей Чемеричко в настоящее время развивают собственную зерноторговую компанию «АгроЛэндТрейд». В 2021 году структура бизнесменов стала владельцем Ростовского зернового терминала, который ранее принадлежал американской компании Bunge. По данным источника «Коммерсанта», в сезоне 2021/22 компания «АгроЛэндТрейд» экспортировала около 130 000 тонн зерна. Марат Шайдев не ответил на вопросы «Ъ».

«Утиная ферма» была основана местным предпринимателем Сергеем Костенко. Она выпускает продукцию под брендом «Уткино», а производственные мощности компании достигают 6 500 тонн мяса в год. Россельхозбанк пожертвовал на проект около 700 млн рублей. Однако бизнес столкнулся с трудностями, и в 2019 году компания была признана банкротом. Россельхозбанк продал права требования ООО «Инвестстрой» в 2020 году. В компании сообщили «Коммерсанту», что не ведут переговоров с потенциальными инвесторами.

По мнению источника «Коммерсанта» на зерновом рынке, желание владельцев «АгроЛэндТрейда» диверсифицировать бизнес может быть связано с тем, что на рынке остается все меньше места для компаний такого размера. Доля десяти крупнейших экспортеров зерна в первой половине сезона 2021/22 превысила 72% по сравнению с 64,5% в предыдущем сезоне.

Андрей Сизов, директор компании «Совэкон», сказал, что в долгосрочной перспективе зарабатывать на экспорте и перевалке зерна будет сложнее, но предстоящий сезон должен стать «шокирующим». На фоне ожидаемого рекордного урожая пшеницы в России в 89,2 млн. тонн и ограниченного присутствия зерна из Украины, «Совэкон» прогнозирует экспорт российской пшеницы на уровне 42,6 млн. тонн. Зерновые терминалы, в том числе в Ростове-на-Дону и Азове, также должны быть загружены на максимальную мощность, сказал Сизов.

Альберт Давлеев, президент компании Agrifood Strategies, говорит, что российский рынок утки еще не развит. Потребление этого мяса оценивается примерно в 100-120 000 тонн, из которых 40-60 000 тонн приходится на долю промышленных производителей, указывает он. Среди ключевых игроков — группа «Дамате» Наума Бабаева и Рашида Хайрова (торговая марка «Озерка»), управляющая комплексом «Донстар» мощностью 16 500 тонн мяса в год. Андрей Давлеев также упоминает птицефабрику «Улыбино» в Новосибирске, которая планирует выйти на мощность 18 000 тонн мяса в год, как одного из заметных игроков на рынке.

Источник «Коммерсанта» среди крупных производителей мяса говорит, что покупателю «Утиных ферм», скорее всего, придется инвестировать в строительство новых птичников и помещений с родительским стадом, чтобы увеличить объемы производства и сделать бизнес более устойчивым.

Как отмечает Андрей Давлеев, утиное мясо характеризуется ярко выраженной сезонностью — основной спрос приходится на период с осени по весну, а рост рынка также сдерживается относительно высокими ценами на продукцию. Учитывая тенденцию к экономии денег, потребители, скорее всего, перейдут на более доступное мясо бройлеров, сказал эксперт. По его словам, чтобы стимулировать рост рынка, производителям и розничным сетям необходимо инвестировать в маркетинг. Собеседник «Ъ» среди производителей предупреждает, что в условиях ограниченного внутреннего спроса и неясных перспектив экспорта из-за текущего курса рубля инвестиции могут оказаться нерентабельными в первые пять лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте также

Back to top button