Двигатель Д 245: Евро 2,3,4 — технические характеристики

Об истории модели
«Двигатель Д-245 — это разработка начала 1980-х годов в конструкторском бюро Минского моторного завода. При разработке этого двигателя специалисты опирались на свой богатый опыт производства и эксплуатации двигателей «Д-240» для самой массовой модели колесного трактора в истории — «МТЗ-80». Серийное производство двигателя «Д-245» началось в 1984 году. Это был знаменательный год для ММЗ, когда с конвейера сошел трехмиллионный дизельный двигатель.
Трактор Беларус МТЗ-102.
После приватизации московского завода имени Лихачева и начала производства грузовиков нового формата — ЗИЛ-5301 «Бычок» — для этой модели был выбран тракторный двигатель Д-245. В 1992-1993 годах на ММЗ был разработан первый автомобильный вариант простого, надежного, долговечного и доступного Д-245. Первый автомобильный вариант Д-245.1 был разработан специально для поставки на АМО ЗИЛ. В течение 1990-х годов конструкция этой версии была доработана, и на основе опыта эксплуатации были сделаны различные модификации для грузовиков и автобусов, а также выпущены новые модификации грузовиков: D-245.9, D-245.12, D-245.20.
«ЗИЛ-5301 «Бычок».
В 1999 году было начато серийное производство тракторного двигателя «Д-245.16», специально для тракторов «Онежец» Петрозаводского завода. В 2000 году началось серийное производство тракторного двигателя «Д-245.2». В 2001 году руководство ЕС «ММЗ» получило сертификаты соответствия версий автомобилей «Д-245» стандартам «Евро-2» (правила ЕЭК ООН 24-03, 85, 49-02B). В том же году был заключен контракт на поставку двигателей Д-245 с Днепропетровским машиностроительным заводом «ЮЗНЕ». А на престижном Московском автосалоне в августе 2001 года были представлены двигатели D-245.11 E2 и D-245.30 E2 для грузовиков и автобусов.
На Параде Победы 2005 года, посвященном 60-летию победы в Великой Отечественной войне, по Красной площади проехали автомобили с военной символикой. Все они были изготовлены на автомобильном заводе имени Лихачева и оснащены приводами Д-245.9.
В том же 2005 году первые опытные образцы двигателей Д-245, которые уже соответствуют экологическим стандартам «Евро-3», были поставлены на ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ.
В 2008 году началось производство автомобильных дизельных двигателей Д-245, соответствующих современным стандартам Евро-4. Осенью 2008 года первые двигатели Д-245.9Е4 после стендовых испытаний были поставлены на ПАЗ и ГАЗ. Международная сертификация четырех версий D-245 по стандартам Евро-4 была проведена в 2011 году, а серийное производство началось в январе 2012 года.
В октябре 2013 года двигатель D-245.7E4, предназначенный для нового среднетоннажного грузовика, был сертифицирован на соответствие требованиям правил ЕЭК ООН № 24, 49 и 85. В 2014 году для Павловского автобусного завода были изготовлены опытные образцы двигателя D-245.9E5 с действующим стандартом выбросов Евро-5.
В 2020 году двигатель D-245.35E5 с экологическим стандартом Евро-5 прошел соответствующую процедуру сертификации, которая была одобрена во всех европейских странах, присоединившихся к Женевскому соглашению.
Конструкция дизеля Д-245.12
Дизельный двигатель Д-245 и его модификации — это четырехтактный, поршневой, четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с рядным, вертикальным расположением цилиндров, непосредственным впрыском дизельного топлива и воспламенением от сжатия.
Основными компонентами дизельного двигателя являются блок цилиндров, головка блока цилиндров, поршни, шатуны, коленчатый вал и маховик.
Для обеспечения высоких технико-экономических показателей дизельного двигателя в системе впуска используется турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.
Использование турбокомпрессора с управляемым промежуточным охлаждением наддувочного воздуха позволяет дизельному двигателю достичь лучшей приемистости, что обеспечивается высокими значениями крутящего момента при низкой частоте вращения коленчатого вала.
Блок цилиндров
является основной частью корпуса дизельного двигателя и представляет собой жесткий чугун.
В вертикальных отверстиях блока находятся четыре съемных вкладыша из специального чугуна.
Гильза цилиндра установлена в блоке цилиндров вдоль двух центрирующих планок: верхней и нижней.
Гильза крепится к верхнему поясу и уплотняется с нижним поясом двумя резиновыми кольцами, которые расположены в канавках блока цилиндров.
Охлаждающая жидкость циркулирует между стенками блока цилиндров и гильзой.
Торцевые и поперечные стенки блока цилиндров имеют фланцы в нижней части для поддержки коленчатого вала. На эти фланцы устанавливаются крышки.
Фланцы вместе с торцевыми крышками образуют посадочные места коренных подшипников.
Вкладыши коренных подшипников сверлятся из того же узла, что и крышки коренных подшипников, поэтому крышки подшипников не могут быть заменены.
Блок цилиндров имеет продольный масляный канал, из которого масло по поперечным каналам поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала.
Блок дизельного двигателя имеет пять подшипников распределительного вала.
Форсунки установлены поверх второго и четвертого подшипников коленчатого вала и служат для охлаждения поршней струей масла.
Блок цилиндров имеет наружные обработанные поверхности для установки масляного фильтра, водяного насоса, топливного фильтра грубой и тонкой очистки, крышки распределителя и задней крышки.
Головка блока цилиндров чугунная, впускные и выпускные отверстия закрыты клапанами.
Впускные отверстия имеют форму винта.
Для отвода тепла головка блока цилиндров имеет внутренние полости, в которых циркулирует охлаждающая жидкость.
Головка блока цилиндров имеет вставные седла клапанов, изготовленные из термо- и износостойкого сплава.
Головка блока цилиндров содержит рычаги клапанов, коромысла с коромыслами, крышку головки блока цилиндров, впускной коллектор и клапанную крышку, которая закрывает клапанный механизм сверху.
С левой стороны (со стороны топливного насоса) в головке установлены четыре форсунки, а с правой стороны к головке прикреплен выпускной коллектор.
Для уплотнения стыка между головкой цилиндров и блоком цилиндров устанавливается прокладка из безасбестовой ткани с перфорированным листовым армированием.
Отверстия в прокладке гильзы цилиндра окантованы стальной пластиной.
При заводской сборке дизельного двигателя отверстия гильз цилиндров дополнительно футеруются разъемными кольцами из ПТФЭ.
Кривошипно-шатунный механизм
Основными частями кривошипно-шатунного механизма являются: коленчатый вал, поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны, коренные и шатунные подшипники и маховик.
Коленчатый вал изготовлен из стали и имеет пять шатунных шеек и четыре шатуна.
Осевое усилие на коленчатом валу обеспечивается четырьмя кольцами из биметаллического и алюминиевого сплава, установленными в отверстии блока цилиндров и пятой крышке коренного подшипника.
Противовесы установлены на первой, четвертой, пятой и восьмой щеках коленчатого вала для снижения нагрузки на коренные подшипники из-за инерции.
Коленчатый вал спереди и сзади закрыт сальниками.
Зубчатая передача (шестерня коленчатого вала), шестерня привода масляного насоса, шкив привода водяного насоса и шкив генератора установлены на переднем конце вала.
Маховик установлен на заднем фланце вала.
Поршень изготовлен из алюминиевого сплава.
В днище поршня встроена камера сгорания.
Камера сгорания смещена относительно оси поршня.
В верхней части поршня имеются три канавки — первые две с компрессионными кольцами, а третья — со скребковым кольцом.
Под верхней канавкой компрессионного кольца отлита специальная чугунная вставка.
Отверстия для поршневого пальца фрезеруются в торцах поршня.
Поршневые кольца изготовлены из чугуна.
Верхнее компрессионное кольцо изготовлено из высокопрочного чугуна и имеет ровное трапециевидное сечение.
Второе компрессионное кольцо имеет коническую форму. Второе компрессионное кольцо имеет коническую форму и на его лицевой стороне выбито слово «Top» (TOR).
Вставное кольцо имеет коробчатый тип с пружинным расширителем.
Поршневой палец полый, изготовлен из хромоникелевой стали.
Осевое перемещение поршневого пальца в головке поршня ограничивается упорными кольцами.
Шатун изготовлен из стали двутаврового сечения.
В его верхнюю головку впрессована гильза.
В верхней головке поршня и гильзе просверлены отверстия для смазки поршневого пальца.
Подшипники в нижней головке шатуна рассверливаются под чашки подшипников при установке крышки.
Поэтому замена крышек шатунов недопустима.
Шатун и крышка имеют одинаковые номера, выбитые на их поверхностях.
Кроме того, шатуны имеют весовые группы для верхней и нижней головок.
Обозначение весовой группы выбито на лицевой панели верхней головки шатуна.
Шатуны должны быть установлены в одной группе.
Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и шатунов выполнены из биметаллической ленты.
В дизельных двигателях используются вкладыши коренных и шатунных подшипников двух размеров в зависимости от номинала пальца коленчатого вала.
Для капитального ремонта дизельных двигателей предлагаются подшипники четырех номинальных размеров.
Маховик изготовлен из чугуна и крепится болтами к фланцу коленчатого вала.
На маховик напрессована стальная кольцевая шестерня.
Механизм распределительного вала состоит из распределительного вала, впускных и выпускных клапанов и их корпусов и деталей привода: толкателей, штанг, коромысел, регулировочных винтов с гайками, жертвенных пластин, пружин, стоек и вала коромысла.
Распределительный вал имеет пять опор и приводится в движение от коленчатого вала через распределительные шестерни.
Подшипники распределительного вала представляют собой пять втулок, запрессованных в отверстие блока.
Передняя втулка (со стороны вентилятора) изготовлена из алюминиевого сплава и имеет упорный буртик для удержания распределительного вала от осевого перемещения, остальные втулки изготовлены из специального чугуна.
Толкатели изготовлены из стали. Седло толкателя изготовлено из отбеленного чугуна и имеет сферическую поверхность с большим радиусом (750 мм).
Поскольку кулачки распределительного вала слегка наклонены, во время работы толкатели совершают вращательное движение.
Толкатели изготовлены из стального стержня.
Сферическая часть, которая входит внутрь толкателя, и чашка штока закалены.
Коромысла стальные и поворачиваются на оси, установленной на четырех стойках.
Внешние колонны имеют повышенную жесткость.
Шарниры рычагов управления полые и имеют восемь радиальных отверстий для подвода масла к рычагу управления.
Ход рычага управления ограничен вдоль его оси распорными пружинами.
Впускные и выпускные клапаны изготовлены из огнеупорной стали.
Клапаны скользят в направляющих втулках, запрессованных в головку блока цилиндров.
Каждый клапан закрывается двумя пружинами, одной внешней и одной внутренней, которые воздействуют на клапан через поддон и уплотнения клапана.
Сальники на направляющих втулках клапанов предотвращают попадание масла в цилиндры дизельного двигателя и выпускной коллектор через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.
Техническая характеристика дизеля Д-245.12
Тип дизельного двигателя | Четырехтактный дизель Турбонаддув |
Метод смешивания | Прямой Впрыск топлива |
Количество цилиндров | 4 |
Расположение цилиндров | Рядовой, вертикальный |
Расположение цилиндров | 1 — 3 — 4 — 2 |
Отверстие, мм | 110 |
Ход, мм | 125 |
Рабочий объем цилиндра, l | 4,75 |
Направление вращения коленчатого вала | Справа |
Степень сжатия (тяга) | 15,1 |
Номинальная мощность кВт (л.с.) | 80(108,8) |
Номинальная скорость, мин-1 | 2400 |
Максимальный крутящий момент Нм | 350 |
Скорость при максимальном крутящем моменте, мин-1 | 1300….1700 |
Минимальная продолжительная скорость холостого хода, мин-1, макс. | 800±50 |
Удельный расход топлива по — внешним скоростным характеристикам г/кВтч минимум — При номинальной мощности | 218 245 |
Расход топлива в час при номинальной производительности, кг/ч | 19,6 |
Часовой расход топлива при минимальной установившейся скорости скорость холостого хода, кг/ч, макс. | 1,5 |
Номинальный установленный угол опережения впрыска топлива, град. до ТДЦ | 19 ±1 |
Общий расход масла (включая замену) в процентах от расхода топлива, макс. | 1,3 |
Расход масла по ГОСТ 18509-88 в процентах от расхода топлива, макс. | 0,5 |
Давление масла в главной магистрали подачи масла при номинальном режиме работы дизельного двигателя, МПа | 0,25…0,35 |
Сухой вес дизельного двигателя кг | 500 |
Габаритные размеры мм -1011.5 х 702.0 х 1080.5 |
ГАЗ-3309: варианты и модификации
Первоначально это был 4-цилиндровый дизельный двигатель ГАЗ-5441.10 с турбонаддувом мощностью 122 л.с. и рабочим объемом 4,75 литра. Однако его производственный опыт в течение трех лет с 1995 по 1997 год был признан неудачным. Поэтому двигатель ГАЗ-5441.10 заменил двигатель Mihail D-245.7, также 4,75-литровый четырехцилиндровый с турбонаддувом, но мощностью 117 л.с., на автомобилях ГАЗ 3309.
В настоящее время (по состоянию на 2013 год) на ГАЗ-3309 устанавливаются дизельные двигатели Ярославского автомобильного завода — ЯМЗ-53442-10 (рабочий объем 4,43 л, мощность 134,5 л.с.), которые являются современными и соответствуют передовым экологическим стандартам Евро-4. Заводской индекс этих автомобилей — ГАЗ-33098.
Ограниченное количество автомобилей (с индексом ГАЗ-33096) выпускалось также с китайским дизельным двигателем Cummins ISF 3.8L (рабочий объем — 3,76 л, номинальная мощность — 152,3 л.с.). Некоторые грузовики оснащались 6-цилиндровым дизельным двигателем ГАЗ-562.10, который являлся лицензионной копией австрийского двигателя Steyr M-16.
Что касается дизельных версий ГАЗ-3309, то полный список был следующим:
- ГАЗ-33090 — базовое шасси с турбодизелем ДМЗ Д-245.7 (Евро-2);
- ГАЗ-33091 — удлиненная на 1,4 метра версия с тем же двигателем;
- ГАЗ-33092 — версия с двойной кабиной, позволяющая взять на борт семь человек. Модель также оснащена турбодизелем ДМЗ Д-245.7 (Евро-2) и используется для установки на шасси различных специальных кузовов, в том числе: пожарных машин, передвижных ремонтных мастерских и тому подобное;
- ГАЗ-33094 — удлиненная версия, послужившая базой для автобуса КАВЗ-397650;
- ГАЗ-33096 — плоское шасси с импортным двигателем Cummins-ISF 3,8 л;
- ГАЗ-33098 — плоское шасси с новым турбодвигателем ЯМЗ-53442-10.
- ГАЗ-САЗ-35071 — трехсторонний самосвал на шасси ГАЗ-3309, грузоподъемностью 4,13 тонны и объемом кузова 5 куб. м (10 куб. м с накладными бортами).
- ГАЗ-САЗ-35072-10 — трехсторонний самосвал на шасси ГАЗ-3309, грузоподъемностью 4,13 тонны и чуть меньшим объемом кузова — 4,5 кубических метра.
- ГАЗ-3309 «Добрыня» был удлинен до версии 7,9 м с кабиной, оснащенной спальным местом, пластиковой аэродинамической отделкой и спойлерами.
ГАЗ-3309 «Добрыня».
В 2000-е годы вообще ГАЗ-3309 стал очень активно использоваться многими предприятиями и организациями в качестве базы для разработки различных удлиненных рамных версий.
Эти длинные фургоны, буксиры, краны, грузовые платформы имеют ту же грузоподъемность — четыре тонны, но возможность перевозки нестандартных или длинномерных грузов значительно увеличивается.
Спальный отсек в кабине также не будет лишним (если грузовик используется для дальних перевозок).
Средние автомобили ГАЗ-3309 широко и успешно используются для перевозки различных грузов по всем типам дорог (в том числе грунтовым) и имеют очень хорошее соотношение цена/качество.
На базе этого шасси производитель предлагает впечатляющий ассортимент спецтехники — самосвалы, обычные и утепленные фургоны, автоцистерны, манипуляторы, цистерны, мусоровозы и т.д. В базовой версии используется грузовая платформа с металлическими бортами. Задняя и обе боковые стороны откидные, основание из дерева и металла.
Устройство дизельного двигателя «Д-245»
Основные сборочные единицы, системы, узлы и детали дизельного двигателя «Д-245» следующие:
- Кузов (блок цилиндров и подвеска);
- Механизм газораспределения (головка блока цилиндров, клапаны и толкатели клапанов, крышка головки блока цилиндров, выпускная система (коллектор), распределительный механизм);
- Кривошипно-шатунный механизм (поршни, шатуны, коленчатый вал и маховик);
- система смазки (сапун, масляный поддон, вход масляного насоса и сам масляный насос, масляный фильтр с масляным теплообменником, маслопроводы турбокомпрессора);
- система питания (топливопроводы и топливные принадлежности, фильтры тонкой и грубой очистки, воздухоочиститель и выхлопная магистраль);
- система охлаждения (насос, термостат, вентилятор).
Для улучшения технико-экономических показателей двигателя в системе впуска был применен турбонаддув с охлаждением наддувочного воздуха. Добавление турбокомпрессора с переменным давлением наддува к конструкции нагнетателя обеспечивает лучшую приемистость, более высокий крутящий момент при более низкой частоте вращения коленчатого вала и лучшее соответствие нормам выбросов.
Кроме того, в головке двигателя установлены свечи накаливания, обеспечивающие бесперебойный запуск при низких температурах окружающей среды. Масляный теплообменник обеспечивает поддержание оптимальной и стабильной температуры масла в системе смазки двигателя во время работы.
Питание
Ключевыми компонентами топливной системы являются топливный насос, турбокомпрессор и воздушный фильтр. Топливоподкачивающий насос различается от двигателя к двигателю и имеет разные характеристики впрыска. Насос приводится в действие шестернями распределительного вала. Опционально насос может быть оснащен клапаном аварийной остановки двигателя D-245. Технически клапан представляет собой соленоид с рабочим напряжением 12 или 24 вольта с тягой, которая перекрывает участок топливопровода. Перед поступлением в насос топливо проходит через две ступени в фильтрах грубой и тонкой очистки. На фотографии хорошо виден топливный насос и система подготовки топлива.
Повышенная производительность D-245 обеспечивается турбокомпрессором с подачей сжатого воздуха. Конструктивно он представляет собой центробежную турбину, приводимую в движение потоком выхлопных газов двигателя. Ротор одноступенчатого компрессора установлен на том же валу, что и турбина. Весь механизм помещен в компактный корпус и установлен на выпускном коллекторе. Двигатели с воздушным охлаждением имеют возможность регулировки параметров компрессора. Для изменения настроек часть выхлопных газов пропускается через крыльчатку, снижая скорость вращения крыльчатки и давление наддува. На фотографии показано расположение турбокомпрессора на двигателе.
Блок цилиндров
Это основная часть корпуса дизельного двигателя — жесткая чугунная отливка. В вертикальном отверстии блока цилиндров расположены четыре съемные гильзы, изготовленные из специального сорта чугуна, что позволяет охлаждающей жидкости циркулировать между стенками блока цилиндров и гильзами.
Конструкция блока цилиндров включает фиксаторы с крышками для пяти подшипников распределительного вала; масляный канал, из которого смазка подается к этим подшипникам и к подшипникам коленчатого вала; форсунки №№ 2 и 4 для охлаждения поршней струями масла.
На внешних поверхностях БК имеются монтажные поверхности — для крепления масляного фильтра, водяного насоса, топливных фильтров и распределительных крышек.
Техническое обслуживание
Конструкция двигателя D 245.9 обеспечивает его надежную работу во время эксплуатации. Однако для того, чтобы генераторная установка работала надежно в течение длительного времени, необходимо помнить о регулярном техническом обслуживании. Несоблюдение интервалов технического обслуживания и низкое качество обслуживания значительно сокращают срок службы двигателя и увеличивают финансовые затраты в процессе эксплуатации.
Виды технического обслуживания | Интервалы технического обслуживания (км) |
Обкатка нового двигателя | 1000 |
Техническое обслуживание в течение каждой смены | 300 — 350 |
ОБСЛУЖИВАНИЕ-1 | 5000 |
ТО-2 | 20000 |
Сезонное обслуживание | Происходит при смене сезона на осень/зиму или весну/лето. Эта услуга сочетается с техническим обслуживанием 1 или 2. |
В целом, во время каждого вида технического обслуживания можно проверить следующее
- уровень моторного масла в картере двигателя;
- уровень охлаждающей жидкости;
- натяжение ремня;
- загрязнение фильтрующих элементов воздухоочистителя.
Кроме того, во время каждого второго технического обслуживания производится замена следующих компонентов
- моторное масло
- фильтрующие элементы в смазочной и топливной системах.
При сезонном техническом обслуживании обязательно заправлять двигатель дизельным топливом и моторным маслом, соответствующим сезону эксплуатации.
Дефекты и неисправности, обнаруженные во время технического обслуживания, должны быть немедленно устранены.
Во время эксплуатации уделите особое внимание проверке работы системы смазки топливного насоса высокого давления (ТНВД). Если его не смазывать, он выйдет из строя. Регулярная замена элементов топливного фильтра позволит избежать выхода из строя деталей насоса высокого давления. Кроме того, топливоподкачивающий насос следует проверить на специальном регулировочном стенде. Процедура проверки и требования к используемым материалам указаны в соответствующих нормативных документах.
Головка цилиндров
Это чугунная отливка, которая имеет впускные и выпускные клапаны во внутренних камерах. Впускные клапаны имеют винтовой профиль. Для отвода тепла головка блока цилиндров имеет внутренние полости для циркуляции охлаждающей жидкости. Седла клапанов в головке блока цилиндров изготовлены из закаленных и износостойких сплавов.
На верхней части головки блока цилиндров находятся стойки, коромысло + коромысло, крышка головки, впускной коллектор и клапанная крышка в сборе. Слева (со стороны топливного насоса) расположены четыре жиклера в головке и четыре свечи накаливания; справа установлен выпускной коллектор. Безасбестовая прокладка, усиленная перфорированной стальной пластиной, уплотняет соединение между головкой блока цилиндров и блоком цилиндров.
Кабина грузовика ГАЗ-3309
ГАЗ-3309 имеет такую же кабину, как и все остальные среднетоннажные модели Горьковского автозавода. Он цельнометаллический, двухместный, с простым и лаконичным экстерьером и интерьером. Интерьер и экстерьер определяются простыми контурами с острыми краями.
Кабина оснащена широко открывающимися дверями, большими, хорошо видимыми окнами и двумя большими боковыми зеркалами с ручной регулировкой. Капот большой, в стиле аллигатора, что обеспечивает легкий доступ к моторному отсеку с трех сторон.
Сиденья водителя и пассажира раздельные, удобные, с высокими спинками, имитацией боковой поддержки и горизонтальной и вертикальной (водитель) регулировкой. Оба сиденья оснащены трехточечными ремнями безопасности. В салоне есть крючки для одежды. На ГАЗ-3309 установлен достаточно мощный отопитель (жидкостный, с радиатором, присоединенный к системе охлаждения двигателя).
Кривошипно-шатунный механизм
Стальной коленчатый вал имеет 5 шатунных шеек и 4 шатуна. В кривошипах имеются углубления для очистки масла. В пазах шатунов имеются резьбовые заглушки.
Для восприятия тяги коленчатого вала в отверстиях подшипников коленчатого вала и 5-й крышке коренного подшипника установлены 4 биметаллических кольца (или кольца из алюминиевого сплава). Коленчатый вал спереди и сзади закрыт сальниками. Спереди расположены шестерни, масляный насос, водяной насос и шкив генератора. Маховик установлен на заднем фланце вала.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. Поршни имеют камеры сгорания в нижней части, смещенные относительно их осей. Два из этих каналов содержат компрессионные кольца, а третий — маслосъемное кольцо. Отверстия для поршневых пальцев расположены в выступах поршня. Поршневые пальцы полые, изготовлены из хромоникелевой стали.
Шатун стальной, двутаврового сечения, с втулкой, запрессованной в верхнюю головку. Верхняя головка шатуна и втулка имеют отверстия для смазки поршневого пальца. Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и шатунов изготовлены из биметаллической ленты. Маховик изготовлен из чугуна и крепится болтами к фланцу коленчатого вала.
Общая информация
Дизельный двигатель D245.30E2 и его модификации представляет собой четырехтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания с рядным, вертикальным расположением цилиндров, непосредственным впрыском дизельного топлива и воспламенением от сжатия. Для обеспечения высоких технико-экономических показателей двигателя с воспламенением от сжатия в системе впрыска используется турбокомпрессор с охлаждением наддувочного воздуха.
Использование турбокомпрессора с нагнетателем с воздушным охлаждением позволяет улучшить впрыск топлива в дизельном двигателе, что обеспечивает увеличение значений крутящего момента при низких частотах вращения коленчатого вала и высокий уровень соответствия требованиям по содержанию вредных веществ в отработавших газах.
Двигатель D245.30E2 и его модификации предназначены для установки на одиночные грузовики, самосвалы, шасси, автобусы с системой осей 4×2 и 4×4 общей массой до 12 т и автопоезда на их базе общей массой до 18 т.
От тракторного мотора до распространённого автодизеля
Все модификации дизельного двигателя Д-245, выпускаемые Минским автомобильным заводом, являются четырехтактными четырехцилиндровыми поршневыми двигателями. Расположение цилиндров — рядное, вертикальное, с непосредственным впрыском дизельного топлива с воспламенением от сжатия. Первоначально это был типовой тракторный двигатель — для тракторов «Беларус-МТЗ-100, 102, -890, 892», виброкатков ВГ-1201 рыбинского производства и других дорожных машин. Приводы «Д-245» устанавливаются на продукцию Тверского Орловского завода погрузчиков и экскаваторов, Петрозаводского Онежского тракторного завода. Но форсированные версии двигателя широко используются в средних грузовиках, начиная с ЗИЛ-5301 «Бычок», и в автобусах.
Газораспределительный механизм
Он состоит из распределительного вала, впускных и выпускных клапанов, их установки и компонентов привода: толкателей, штоков, коромысел, регулировочных винтов с гайками, пластин с чехлами, пружин, ножниц и коромысел.
Распределительный вал является пятиопорным и приводится в движение от коленчатого вала через распределительные шестерни. Подшипники распределительного вала несут 5 втулок, которые запрессованы в отверстие блока. Передняя втулка (со стороны вентилятора), изготовленная из алюминиевого сплава, снабжена упорным кольцом для удержания распределительного вала от осевого перемещения; остальные втулки изготовлены из специального чугуна.
Толкатели, коромысла и коромысла — стальные. Впускные и выпускные клапаны изготовлены из огнеупорной стали. Клапаны перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головку блока цилиндров. Каждый клапан закрывается под действием 2 пружин, одной внутренней и одной внешней, воздействующих на него через поддон и дрейф.
Надежность, проблемы и ремонт ММЗ Д-245
В 1984 году началось производство одного из самых известных дизельных двигателей ММЗ с турбонаддувом — Д-245, который был создан на базе Д-243 и является его турбоверсией. Он представляет собой рядный четырехцилиндровый чугунный блок цилиндров от двигателя 243 с мокрыми чугунными втулками, но получил масляные форсунки для охлаждения поршней. Блок имеет усиленный стальной коленчатый вал с ходом 125 мм, усиленные стальные шатуны и новые алюминиевые поршни с разными кольцами. Давление масла на двигателях Д-245 (номинальная частота вращения) — 2,5-3,5 кгс/см 2 .
В верхней части блока находится модифицированная чугунная головка с разными седлами клапанов. Диаметр мака клапана составляет: вход — 48 мм, выход — 42 мм, диаметр штока — 11 мм. Распределительный вал установлен в блоке и вращается от коленчатого вала через шестерню, воздействуя на клапаны посредством стальных толкателей, штанг и коромысел. Регулировка клапанов на D-245 выполняется по мере необходимости, а зазоры следует проверять через каждые 500 часов работы. Входные и выходные отверстия должны быть 0,25 мм и 0,45 мм. Порядок регулировки клапанов — 1-3-4-2. Разумеется, есть впуск, выпуск, насос впрыска 4UTNI-T, более мощный масляный насос и турбокомпрессор TKR-6 (в базовой версии).
В 1998 году началось производство двигателей D-245 Евро-1. Через три года были выпущены версии Евро-2, которые отличаются коленчатым валом, поршнями для степени сжатия 17, головкой блока цилиндров, топливным насосом YZDA 773 и турбокомпрессором TKR 6.1. Двигатели D-245 Евро-3 начали выпускаться в 2006 году и отличаются поршнями, поршневыми пальцами диаметром 42 мм, системой впрыска Common Rail с топливным насосом Bosch CP3.3 и форсунками. Установлена турбина TKR-6.5.1 и контроллер Bosch EDC7UC31.
Система смазки
Дизельный двигатель Д-245 имеет комбинированную систему смазки: некоторые детали и механизмы смазываются под давлением, а некоторые — разбрызгиванием. Под давлением масляный насос смазывает подшипники коленчатого и распределительного валов, втулку шестерни, подшипник шатуна компрессора, привод клапанов (коромысла) и подшипник вала турбокомпрессора. Гильзы и поршни, поршневые пальцы и шатуны, толкатели и кулачки распределительного вала, а также привод топливного насоса смазываются разбрызгиваемым маслом.
Модернизация мотора
Перед модернизацией устройства рекомендуется проконсультироваться с опытным инженером, так как работа требует знаний и навыков. Особые характеристики двигателя позволяют производить модификации, изменения следующие:
- Установка нагнетателя более высокого давления, предполагаемая мощность 150 л.с;
- Была использована схема более современной версии выхлопной системы, в результате чего прирост мощности составил 25 л.с;
- Глобальные изменения: замена коленчатого вала, топливного насоса, турбины, клапанов, форсунок. Прирост мощности в этом случае составляет до 200 л.с.
Топливный насос высокого давления
Насос впрыска дизельного топлива D-245 представляет собой блочную конструкцию, состоящую из четырех насосных секций в одном корпусе. Он имеет поршень с кулачковым приводом и ползунковое дозирование циклической подачи топлива. Топливный насос высокого давления подает отмеренные порции дизельного топлива в камеры сгорания в цилиндрах. Распределительный вал ТНВД приводится в движение от коленчатого вала через распределительные шестерни.
Неисправности
В силу своей конструкции дизельный двигатель подвержен гидроударам, поэтому при движении по глубоким лужам следует соблюдать особую осторожность.
Достаточно небольшого количества воды, попавшей в цилиндры через воздушный фильтр, чтобы нанести серьезный ущерб двигателю D 245, и он может потребовать капитального ремонта.
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНА И УСТРАНЕНИЕ |
Двигатель не запускается. | Сначала проверьте состояние батареи, реле с предохранителями и наличие электричества в цепи. Проблема также может быть вызвана неисправностью в топливной системе. В некоторых случаях устранить неисправность несложно. Однако, если есть проблемы с топливной системой и клапанами, двигатель необходимо разобрать и провести капитальный ремонт. |
Двигатель запускается, но быстро глохнет. | Это характерно для засорения впускного клапана, также бывают проблемы с герметичностью топливопроводов. Аналогичным образом происходят и отказы насосов высокого давления, ремонт которых может быть затруднен и в большинстве случаев требует замены. |
Из выхлопной трубы выходит синий дым, а двигатель потерял мощность. | Это типично для проблем с топливным фильтром, неисправности топливной рейки или мембраны. Ремонт в этом случае заключается во вскрытии двигателя D 245 с углубленной диагностикой и заменой поврежденных компонентов. |
Система охлаждения
Система охлаждения на двигателях Д-245 закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса. Водяной насос приводится в действие клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Температура охлаждающей жидкости в системе контролируется дистанционным термометром, расположенным в головке блока цилиндров. В крышке корпуса термостата установлена сигнальная лампа температуры охлаждающей жидкости.
Существует 2 варианта установки вентилятора на дизельный двигатель D-245: без распорки или с распоркой. Вентилятор также может быть установлен с электромагнитной или вязкостной муфтой для его отключения.
Поршень
Дизели ММЗ оснащаются поршнями с полимерным антифрикционным покрытием — от чешской Almet или костромской «Мотордеталь». Гильзы цилиндров также являются чешскими.
Дизели ММЗ оснащены поршнями с полимерным антифрикционным покрытием, производства Almet (Чехия) или Motordetal (Кострома). Гильзы цилиндров также чешские.
Возможно, при таком подходе Минск сможет обойти даже Евро-6 для Д-245. Правда, в этом случае «экологические» подъемники будут стоить гораздо дороже двигателя.
Главный вопрос: когда?
Пока российское правительство не введет стандарты Евро-5, никто не будет производить такие двигатели и покупать автомобили с ними. И когда появится нужная инструкция, заводы будут противостоять новому люфту. и автомобили снова подорожают: двигатели стандарта Евро-5 априори не могут быть дешевле Евро-4 и Евро-3. Окончательная цена будет зависеть от производителей компонентов для нейтрализации, а они все иностранные.
Устройство пуска, генератор, компрессор, насос шестерённый, муфта сцепления
Стартер для дизельного двигателя D-245 состоит из электрического стартера с номинальным напряжением 24 или 12 В. Пускатель представляет собой двигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с электромагнитным реле и приводным механизмом.
Для обеспечения надежного запуска при низких температурах все двигатели D-245 оснащены свечами накаливания с напряжением 23 или 11 вольт. Они также оснащены патрубками для подачи и возврата охлаждающей жидкости из системы термообработки.
При запуске силового агрегата имеется пусковая блокировка — она автоматически отключается при частоте вращения коленчатого вала 900-1000 об/мин и не включается при работающем дизельном двигателе.
В двигателях D-245 используются бесщеточные генераторы переменного тока со встроенными выпрямителями и регуляторами напряжения: «+» — нагрузка и аккумулятор, «D» — блокировка реле стартера; «~» — тахометр.Генератор заряжает аккумулятор и подает постоянный ток на потребители электроэнергии, имеющиеся на автомобиле.Генератор приводится в действие клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
Установите одноцилиндровый поршневой компрессор с воздушным охлаждением или двухцилиндровый компрессор с водяным охлаждением на дизельных двигателях «Д-245». Компрессор нагнетает сжатый воздух в пневматическую систему тормозов и других потребителей автомобиля.Воздух в цилиндр(ы) компрессора поступает из впускного тракта двигателя.
Шестеренчатый насос используется в приводе для питания гидравлической системы управления автомобиля. Он приводится в действие распределительной коробкой передач двигателя.
Сцепление на двигателях D-245 — фрикционное, однодисковое, сухое и постоянно заблокированное.
Описание
Рабочий объем этого привода составляет 4,75 литра, что позволяет ему развивать мощность 105 лошадиных сил.
Этот рядный четырехцилиндровый двигатель отличается простой конструкцией, выдающимися характеристиками и превосходной надежностью.
Техническое обслуживание и ремонт просты, а сервисное обслуживание максимально упрощено.
На первый взгляд, показатели мощности недостаточны для двигателя такого объема, но на самом деле этот двигатель ММЗ обеспечивает отличную тягу даже при тяжелых модификациях ЗИЛов и различных грузовиков. Еще одним преимуществом этого двигателя является его превосходная топливная экономичность.
- Использование усиленных силовых компонентов и проверенная временем простая конструкция этого привода позволили значительно продлить срок службы двигателя. Этого удалось достичь благодаря использованию усиленной шатунно-поршневой группы и прочного блока цилиндров. Сам двигатель изготовлен из чугуна и обладает повышенной устойчивостью к термическим нагрузкам.
- Использование газовой турбины с наддувом улучшило тяговые возможности двигателя. В то же время тяговое усилие на низких оборотах двигателя было заметно улучшено, что позволяет двигателю D 245 тянуть с места, обеспечивая надежное ускорение даже для тяжелых грузовиков.
- Газотурбинный компрессор был разработан с учетом простоты, что положительно сказывается на надежности. Турбина легко ремонтируется, и ее легко заменить при капитальном ремонте двигателя.
- Двигатель был максимально упрощен, что повысило надежность привода. Каждые 20 000-25 000 километров пробега необходимо менять масло и регулировать зазор клапанов, который может быть нарушен во время работы двигателя. Эта работа проста и может быть выполнена владельцами автомобилей.
- Дизельный двигатель серии D 245 оснащен непосредственным впрыском топлива и соответствует последним экологическим нормам. Двигатель не чувствителен к качеству дизельного топлива, что повышает надежность двигателя D 245 и избавляет владельца автомобиля от проблем при эксплуатации в регионах с плохим качеством топлива.
Модификации двигателя «Д-245»
Официальный каталог — прайс-лист Минского моторного завода включает следующие серийные двигатели «Д-245», которые в настоящее время выпускаются для комплектации как выпускаемых, так и не выпускаемых тракторов, грузовиков и автобусов:
- «Д-245.5-664» (ТУ 23.1.365-84, модель «Д-245.7Е2»);
- «Д-245.7-363» (ТУ РБ 05786459.097-98, модель «Д-245.7Е2»);
- «Д-245.7-364» (ТУ РБ 05786459.097-98, модель «Д-245.7Е2»);
- «Д-245.7Е2-254» (ТУ BY 101326441.126-2005, модель «Д-245.7Е2»);
- «Д-245.7Е3-1049» (ТУ BY 101326441.150-2007, модель «Д-245.7Е3»);
- «Д-245.7Е3-1062» (ТУ BY 101326441.150-2007, модель «Д-245.7Е3»);
- «Д-245.7Е3-1137» (ТУ BY 101326441.150-2007, модель «Д-245.7Е3»);
- «Д-245.7Е3-1138» (ТУ BY 101326441.150-2007, модель «Д-245.7Е3»).
Модификации ‘E3’ оснащены системой турбонаддува с охлаждением наддувочного воздуха. Их вес ниже — 455 кг.
Модификации силовой установки
За время существования двигателя было создано более десяти его модификаций. На название и классификацию модели влияет тип автомобиля и аксессуары, установленные на дизеле. Двигатели оснащаются радиатором промежуточного охлаждения воздуха, турбокомпрессорами и другим оборудованием по усмотрению заказчика.
Модификации силовой установки:
Установка | Газообмен, тип | Номинальная мощность, (л.с.) | об/мин мин-1 | Импульс Нм | Вес, кг |
Д-245.1 | Т | 79 | 2200 | 381 | 456 |
Д-245.3 | TV | 90 | 2200 | 431 | 456 |
Д-245.6 | TV | 90 | 2400 | 424 | 430 |
Д-245.7 | TV | 90 | 2400 | 424 | 430 |
Д-245.8 | TV | 100 | 2400 | 460 | 430 |
Д-245.9 | TV | 100 | 2400 | 460 | 430 |
Д-245.10 | Т | 79 | 2400 | 350 | 500 |
Д-245.11 | Т | 79 | 2400 | 350 | 500 |
D-245.12c | Т | 80 | 2400 | 340 | 500 |
- Т — турбокомпрессор;
- TV — турбокомпрессор и интеркулер наддувочного воздуха.
Каждый агрегат оснащен фирменной табличкой с выбитым номером. Заводская табличка расположена на блоке цилиндров и содержит информацию:
- Производитель; Эмблема;
- Модель двигателя;
- Порядковый номер;
- Надпись «Сделано в Беларуси»;
Серийный номер на заводской табличке должен совпадать с серийным номером, выбитым на блоке двигателя.
Заводская табличка приводного устройства D 245:
Технические характеристики «Д-245» в цифрах (общие для всех модификаций)
- Количество и расположение цилиндров — 4L;
- Рабочий объем — 4,75 л;
- Диаметр цилиндра — 110 мм, ход поршня — 125 мм;
- Тип системы газообмена — TW;
- Степень сжатия — 17,1;
- Номинальная мощность — 90 кВт, или 122,4 л.с;
- Максимальный крутящий момент — 422 Нм, или 43,1 кгс м;
- Удельный расход топлива — 210 г/кВтч, или 154 г/л.с.
- Вес — от 600 до 640 кг
Источники
- https://minitraktor34.ru/stroitelnaya/d-245.html
- https://motor-zver.ru/baza-znanij/dvigatel-d-245.html
[свернуто]