Двигатели ЯМЗ-236: технические характеристики и устройство

Технические характеристики ЯМЗ 236
Тип двигателя: дизельный, размеры D*S=130*140 мм, рабочий объем 11,15 л, 6-цилиндровый, V-образный, четырехтактный с воспламенением от сжатия, непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике воздух-воздух, устанавливаемый на автомобиль.
Модель | ЯМЗ-236БЕ2-1 | ЯМЗ-236БЕ2-2 | ЯМЗ-236БЕ2-6 | ЯМЗ-236БЕ2-8 | ЯМЗ-236БЕ2-9 |
Количество и расположение цилиндров | V6 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Смещение цилиндра, l | 11,15 | ||||
Степень сжатия | 17,5 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 184 (250) | ||||
Скорость, об/мин | 2000 | ||||
Макс. крутящий момент, Н-м (кг-м) | 1078 (110) | ||||
Скорость при максимальном крутящем моменте, об/мин (кг-м) | 1100-1300 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВтч (г/л.с.) | 197 (145) | ||||
Сцепление | ЯМЗ-182 | ЯМЗ-182 | |||
GEARBOX | ЯМЗ-238ВМ7 | ЯМЗ-238ВМ7 | ЯМЗ-238А5 | ||
Размеры, мм | 2180×1045×1070 | 1250×1045×1140 | 2110×1045×1070 | 2380×1045×1070 | |
Вес, кг | 1385 | 985 | 1380 | 1420 | |
HPFD | 133.5-10 | ||||
Генератор, модель | 1322.3771 | 6582.3701-03 или 3112.3771 | 1322.3771 | ||
Приложение | Грузовые автомобили, шасси, тягачи, самосвалы МАЗ-533603, МАЗ-630303, МАЗ-543203, МАЗ-543403, МАЗ-551603 и их модификации | Грузовые автомобили МАЗ | корпус МАЗКТ-8022 | шасси МАЗ-533603-224; самосвал МАЗ-551603-242 | Грузовые автомобили МАЗ |
Модель | НМЗ-236БЕ2-11 | ЯМЗ-236БЕ2-19 | НМЗ-236БЕ2-21 | ЯМЗ-236БЕ2-22 |
Количество и расположение цилиндров | V6 | |||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | |||
Ход поршня, мм | 140 | |||
Смещение цилиндра, l | 11,15 | |||
Степень сжатия | 17,5 | |||
Мощность, кВт (л.с.) | 184 (250) | |||
Скорость, об/мин | 2000 | |||
Макс. крутящий момент, Н-м (кг-м) | 1078 (110) | |||
Скорость при максимальном крутящем моменте, об/мин (кг-м) | 1100-1300 | |||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВтч (г/л.с.) | 197 (145) | |||
Сцепление | ЯМЗ-182 | ЯМЗ-182-15 | ЯМЗ-182-15 | ЯМЗ-182-15 |
GEARBOX | ЯМЗ-238ВМ1 | ЯМЗ-2381-26 | ЯМЗ-2381-07 | НМЗ-2381-06 |
Размеры, мм | 2180×1045×1070 | 2180×1045×1140 | 2180×1045×1070 | |
Вес, кг | 1385 | |||
HPFD | 133.5-10 | 133.5-30 | ||
Генератор, модель | 1322.3771 | 6582.3701-03 или 3112.3771 | — | — |
Приложение | Шасси МАЗ-533603-240, МАЗ-630303-245 | Шасси MZKT-8022-020 | Шасси МАЗ-533603-240, -630303-245 | Автомобили МАЗ: бортовые платформы, шасси, седельные тягачи, самосвалы МАЗ-533603, -630303, -543203, -543403, -551603 и их модификации |
Название продукта | ЯМЗ-236М2 | ЯМЗ-236Г | ЯМЗ-236Д | ЯМЗ-236ДК |
Количество и расположение цилиндров | V6 | |||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | |||
Ход поршня, мм | 140 | |||
Смещение цилиндра, l | 11,15 | |||
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 132 (180) | 110 (150) | 129 (175) | 136 (185) |
Номинальная скорость, мин-1 | 2100 | 1700 | 2100 | 2000 |
Максимальный крутящий момент, Н.м (кгс.м) | 667 (68) | — | 667 (68) | 716 (73) |
Скорость при максимальном крутящем моменте, мин-1 | 1250-1450 | — | 1300-1500 | 1300-1500 |
Минимальный удельный расход топлива, г/кВтч (г/л.с.) | 214 (157) | — | — | — |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВтч (г/л.с.) | 227 (167) | 220 (162) | 220 (162) | 220 (162) |
Расход масла на горение, % к расходу топлива, макс. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Ресурсы до капитального ремонта, ч. | 10000 | 8000 | 8000 | 8000 |
Масса незаправленного двигателя, кг | 890 | 890 | 990 | 1090 |
Блок цилиндров/картер
Основной частью корпуса двигателя является картер, который представляет собой специальную пространственную отливку из низколегированного серого перлитного чугуна. Эта отливка подвергается «искусственному старению» для устранения тепловых напряжений и сохранения точной геометрической формы в процессе эксплуатации. Гильзы цилиндров, обработанные в блоке, имеют толстую стенку и центрируются по двум концентрическим отверстиям в верхней и нижней плитах блока. Правая сторона блока цилиндров смещена относительно противоположной стороны на тридцать пять миллиметров для размещения двух шатунов на общем пальце коленчатого вала.
Седла цилиндров имеют по два соосных цилиндровых отверстия, выполненных в верхней и нижней пластинах. Верхняя плита также имеет кольцевые канавки для фланцев вкладыша. На внутренних стенках блока цилиндров расположена система масляных каналов для непрерывного отвода смазки к распределительному валу и шатунным подшипникам, масляному фильтру и жидкостно-масляному теплообменнику.
Головка цилиндров двигателя ЯМЗ-236
Головка блока цилиндров ярославского базового дизельного двигателя представляет собой цельную чугунную отливку, прикрепленную к блоку цилиндров термообработанными хромоникелевыми штифтами. Головка блока цилиндров оснащена отдельной водяной рубашкой, совмещенной с водяной рубашкой всего блока, чтобы обеспечить отвод избыточного тепла. Внутри головки блока цилиндров находятся запрессованные клапаны, оснащенные пружинами и фиксаторами, коромысла и форсунки инжектора. Седла клапанов вставные, изготовлены из специального чугуна и жаропрочного сплава. Сиденья запрессовываются на место с интерференционной посадкой. Соединения головки блока цилиндров, блока и гильзы уплотняются с помощью единственного, один на три цилиндра, уплотнения типа «сэндвич».
КПП ЯМЗ-236
Коробка передач дизельного семейства ЯМЗ-236 — пятиступенчатая механическая трехступенчатая с синхронизаторами на 2-3-й и 4-5-й передачах. Имеется пять передач переднего хода и одна передача заднего хода.
Схема коробки передач ЯМЗ-236:
1 — муфта выключения; 2 — главный вал; 3 и 15 — крышки подшипников; 4 — картер; 5 и 10 — синхронизаторы; 7 — шаровая обойма; 8 и 22 — муфты пятой передачи; 9 и 21 — муфты третьей передачи; 11 и 19 — муфты второй передачи; 12 — первая передача и реверс; 13 — верхняя крышка; 14-второй вал; 16-воротник; 17-промежуточный вал с шестерней первой передачи; 18-коробка передач; 20-магнит на входе масляного насоса; 23-отбор мощности; 24-привод промежуточного вала; 25-масляный насос; 26-ось шестерни заднего хода; 27-блок шестерен заднего хода; 28-шестерня спидометра.
Это достаточно надежная коробка передач, о чем свидетельствует ее установка на автомобили большой грузоподъемности. Компоненты трансмиссии изготовлены из высококачественных материалов. Хорошая ремонтопригодность коробки передач ЯМЗ-236 позволяет ремонтировать ее отдельные детали или заменять целые узлы.
Модификации
Модификации трансмиссии: ЯМЗ-236П, ЯМЗ-236ПО, ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236Л, ЯМЗ-236У, ЯМЗ-236УО. Все они имеют разное назначение и, в зависимости от этого, предполагают наличие коробки передач, специфичной для данного двигателя.
Модель YMZ 236P считается моделью начального уровня. Устройство имеет заглушку на крышке и фланец на крышке выходного вала для спидометра и фланец для приводного вала.
ЯМЗ 236Р3 изготавливается под диафрагменное сцепление. Отличается наличием муфты выключения сцепления и кронштейна, который зацепляет пружину цилиндра сцепления.
YMZ 236P4 отличается от P3 использованием концевых шлицов на фланце карданного вала.
YMZ 236P5 — это базовая модель редуктора, у которой вместо крышки на крышке имеется короткий рычаг. Карданный вал имеет обычный фланец.
YMZ 236P7 — это модель P5 с диафрагменным сцеплением. Она отличается от базовой модели размерами муфты, отключающей механизм сцепления, и наличием сцепной муфты.
ЯМЗ-236У отличается от 236П рычагом переключения передач, отсутствием фланца на крышке выходного вала механизма привода спидометра.
ЯМЗ-236У3 — это 236У под диафрагменное сцепление. Он отличается размером муфты выключения сцепления, наличием цилиндра выключения сцепления, кронштейном пружины включения.
ЯМЗ-236У4 и 236У в герметичном исполнении, отличается литыми крышками люков стартера сцепления, верхняя крышка снабжена вентиляционным отверстием, нижняя — заглушкой.
ЯМЗ-236У5 — 236У3 герметичного исполнения под диафрагменное сцепление. Имеет литые крышки люков для стартеров сцепления, верхняя крышка оснащена вентиляционной пробкой, нижняя — заглушкой.
Технические характеристики коробки передач
- Крутящий момент — 930 Нм.
- Вес — 240-250 кг.
- Переключение передач — рычаг/фланец.
- Крепление карданного вала — гладкий фланец под 8 болтов M10*155мм.
- Отбор мощности — в картере от цилиндрического редуктора (до 29,5 кВт/40 л.с.) или универсального (до 73,5 кВт/100 л.с.) (опция).
- Применение — автомобили КрАЗ, МАЗ, ЗИЛ, Урал, скрепер МоАЗ, автобусы МАЗ, ЛАЗ, ЛИАЗ, МАРЗ, НЕМУНАС, ВОЛЖАНИН.
Передаточные числа
Передача | Передача |
1 | 5,26 |
2 | 2,90 |
3 | 1,52 |
4 | 1,00 |
5 | 0,66 |
Задний ход | 5,48 |
Коленчатый вал двигателя ЯМЗ-236
Коленчатый вал двигателя ЯМЗ-236 изготовлен из стали «50Г» методом горячей ковки. Шейки коленчатого вала закалены с использованием высокочастотного нагрева. Имеется четыре опорные шейки коленчатого вала и три шатунные шейки. В шейках коленчатого вала имеются дополнительные внутренние углубления для центробежной очистки масла. Противовесы устанавливаются на шейки коленчатого вала, с помощью которых коленчатый вал устанавливается и регулируется (балансируется). Коленчатый вал крепится к двигателю в осевом направлении четырьмя бронзовыми фланцами, установленными в углублениях на задней главной раме. Носовая часть коленчатого вала и коленчатый вал уплотняются специальными армированными резиновыми уплотнениями.
На какую технику устанавливается ЯМЗ
Список моделей грузовиков, тракторов и других видов техники, в которых используется этот двигатель, чрезвычайно широк. Среди наиболее популярных моделей стоит отметить:
- МАЗ — 500, 516;
- УРАЛ — 4320, 5323;
- ЛИАЗ — 5256,30;
- КрАЗ — 6443, 255;
- КАМАЗ — 5323.
Этот список не является полным, поскольку этот двигатель широко использовался в автобусах, водном транспорте и других транспортных средствах.
История создания
В 1950 году Ярославский завод получил государственный спецзаказ на создание более мощных дизельных двигателей для замены устаревших ЯАЗов. Эти двигатели должны были стать более мощными и экономичными, чем их предшественники. С другой стороны, государство хотело получить универсальный двигатель внутреннего сгорания, который можно было бы использовать в автомобилях разных марок.
G. D. Чернышев, выдающийся конструктор СССР и заслуженный деятель науки, разработал двигатель ЯМЗ-236, а также остальные дизельные двигатели того времени. Он также разработал не менее легендарную серию агрегатов для КАМАЗа.
Так родился двигатель внутреннего сгорания, который известен многим и сегодня. Он отличается высокой мощностью, надежностью, легкостью ремонта, простотой обслуживания и дешевизной запасных частей. Длительный срок службы и простота обслуживания позволяют ему верно служить в течение многих лет.
Описание
Силовой агрегат получил большое признание и доверие пользователей. Во многом это объясняется тем, что двигатель ЯМЗ 236 имеет такие технические характеристики, которые подтверждают заявления о его универсальности. Двигатель шестицилиндровый, угол между цилиндрами 90°, расположение камер параллельное, в два ряда. Во время работы создается внутреннее давление в 16,5 атмосфер. Топливная смесь впрыскивается в камеру сгорания. Поперечное сечение поршня составляет 130 мм, а ход поршня — 140 мм. Давление топлива создается топливным насосом высокого давления, работа насоса контролируется механически, рабочая смесь впрыскивается в каждый цилиндр с помощью распылителей. В каждой головке цилиндра имеется три впускных и три выпускных клапана. Жидкость, циркулирующая в блоке, охлаждается водяным насосом, приводимым в действие коленчатым валом. Рабочий объем агрегата составляет одиннадцать литров, а мощность варьируется от 150 до 420 лошадиных сил. Расход топлива агрегата после небольшой регулировки и настройки двигателя составляет 25 литров на сто километров, тогда как раньше этот показатель составлял сорок литров. Блок двигателя изготовлен из чугуна, хотя в последних моделях в качестве материала активно используется алюминий.
Трактор ХТЗ Т150 с установленным двигателем ЯМЗ 236:
Проблемы и слабые места у двигателя ЯМЗ-236
Сразу поговорим о слабых местах двигателя ЯМЗ-236. Проблемы могут быть связаны с шестеренчатым приводом топливоподкачивающего насоса. Чтобы проверить, все ли в порядке с этим устройством, рекомендуется запустить двигатель несколько раз «холодным» и «горячим», запуск должен быть мгновенным. Старые двигатели грешат замочной скважиной и, как следствие, при запуске двигателя угол впрыска изменяется, а при тяге мощность падает и изменяется, двигатель больше дымит.
Конструктивно привод синхронизации также расположен не очень удачно. При этом возникает много крутильных колебаний и вибраций, что приводит к ускоренному износу шестеренок и ключей.
О слабых сторонах ЯМЗ-236 тоже можно написать: толкатели клапанов, топливная система, особенно форсунки, сложность замены именно этих форсунок, ТНВД с проточной смазкой и не очень удачный привод. Потому что есть случаи растрескивания головки блока цилиндров в районе портов инжектора, но это скорее исключение из правил, но все же.
Маховик на ЯМЗ-236
Маховик базового двигателя «Ярослав» отлит из серого чугуна. Он крепится к заднему концу коленчатого вала болтами из специальной легированной стали. Эти болты защищены от самопроизвольного вращения с помощью стопорных пластин. Маховик оснащен стальной звездочкой для запуска двигателя с помощью стартера. Маховик крепится к передней части маховика двенадцатью болтами, закрепленными специальными гнущимися шайбами.
12 радиальных отверстий на маховике используются для поворота коленчатого вала при регулировке двигателя. Форма и расположение углублений в передней части маховика обеспечивают необходимый направленный дисбаланс для системы балансировки. Маховик балансируется отдельно от коленчатого вала, поэтому все маховики взаимозаменяемы.
Неисправности
Двигатели ЯМЗ 236 и ЯМЗ 238 характеризуются рядом дефектов, типичных для дизельных силовых агрегатов. После выявления неисправности владелец должен определить ее причины.
Чтобы правильно диагностировать неисправность, желательно иметь следующую информацию:
- Неисправность носит постоянный характер или возникает периодически.
- Неисправность возникает при запуске двигателя; движении с постоянной скоростью или при торможении двигателем (ускорение); определенном режиме работы (холостой ход, горячий или холодный двигатель).
1. 1. Двигатели МАЗ или ЯМЗ не запускаются. | топливный насос не подает топливо; инжекторы неисправны; свечи накаливания вышли из строя. |
2. двигатель МАЗа теряет мощность. | Утечки топлива в линиях высокого давления; недостаточная дозировка топлива; распылитель неисправен. |
3. колебания оборотов двигателя. | Топливная система продута; зубчатое колесо изношено; Пружина инжектора повреждена. |
4. черный дым из глушителя. | Поздний впрыск топлива; Распылительная игла заклинила; Недостаточная компрессия в цилиндрах; Пружина форсунки сломана. |
5. шумный шум двигателя. | Ранний впрыск топлива; Изношены шатунные и/или поршневые втулки; Чрезмерное давление открытия инжектора; Поршневые кольца изношены. |
Основные элементы
Основными компонентами такого силового агрегата являются V-образные цилиндры. Это значительно уменьшает размеры устройства, а также его вес, что упрощает ремонтные работы. Стоит упомянуть и другие компоненты двигателя:
- генератор переменного тока
- фильтр и компрессор;
- водяной насос
- ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ МАСЛЯНЫЙ НАСОС;
- масляный насос и фильтры;
- стартер;
- клапаны синхронизации.
Все компоненты двигателя удобно расположены, чтобы сделать обслуживание и ремонт максимально удобными.
ЯМЗ 236 имеет множество модификаций
Топливный фильтр, а также тормозной компрессор, включая генератор переменного тока, расположены в верхней части силового агрегата, установленного на крышке блока. Важным элементом конструкции является крышка картера, которая также служит поддоном для смазки двигателя.
При разработке двигателя особое внимание уделялось надежности, поэтому некоторые компоненты, например, головка блока цилиндров, были изготовлены из высокопрочного чугуна. Коленчатый вал был изготовлен из стали 50Г, что позволило значительно увеличить срок его службы. Также следует отметить чугунные поршневые кольца, на которые было нанесено защитное покрытие.
Ресурс
Несмотря на столь внушительный список недостатков и слабых мест, ресурс дизельного двигателя ЯМЗ-236 составляет в среднем 800 т.км. Конечно, это при условии своевременного и полного технического обслуживания. И если вовремя изменить и устранить обнаруженные неисправности и неработающие узлы.
Разновидности и эксплуатация
Количество силовых установок, разработанных и произведенных с момента схода с конвейера первой единицы, велико, классификация по экологическим стандартам облегчает этот процесс.
- Агрегат ЯМЗ 236М2 (Евро 0).
Двигатели этой модификации выпускаются без наддува и соответствуют нормам Евро 0. Двигатели устанавливаются на: пешеходные эскалаторы, суда, конвертеры и другие установки. Двигатель ЯМЗ 236М2 имеет те же основные характеристики, что и базовая модель. Различия заключаются в приложениях.
«Евро 0»:
модели «ЯМЗ | Приложение |
«236М2» | Стреловое и самоходное оборудование, морские установки, оборудование для переоборудования судов. |
«236М2-4» | Оборудование для нивелирования и выравнивания, используемое для погрузки и разгрузки материалов, наземное оборудование, газокомпрессорные станции. |
«236М2-7» | Электростанции, экскаваторы, генераторы. |
«236М2-43» | Урал 43206″ для преодоления водных преград глубиной 1,7 метра. |
Силовая установка ЯМЗ 236М2 (Евро 0):
- Силовая установка стандарта Евро-1.
Силовые агрегаты Евро 1 и Евро 2 относятся к изделиям с турбиной, интеркулером и теплообменным блоком. Двигатель YAMZ 236 с турбонаддувом имеет улучшенные технические характеристики, его мощность варьируется от 230 до 250 л.с. в зависимости от комплектации. Усовершенствованная конструкция и турбина улучшили показатели выбросов в атмосферу, а силовой агрегат соответствует нормам выбросов 96.
Как и атмосферные двигатели, варианты с турбонаддувом могут быть оснащены CVT, сцеплением и различными дополнительными устройствами. Вес вариантов может значительно отличаться в зависимости от крепления. Двигатели используются в грузовиках, платформах, кранах, компрессорах и другом оборудовании. Существенным преимуществом агрегатов является снижение расхода топлива.
Версии Euro 1:
Модели ЯМЗ | Приложения |
236 BE | Автомобили МАЗ: 533603, 630303, 543203, 543403 и многие другие. |
236 BE | Комбинаты: «Енисей 860», ACROS 530. |
236 NB | Гусеничный трактор VT-150Ya, бульдозер. |
236 НД | Комбайны, «Вектор». |
236 НЕ | Транспорт с бортами, рамами, автобусы МАЗ, «Волжанин», ЛАЗ, ЛИАЗ. |
236 НК | Автомобиль используется как седельный тягач T150K, HTZ, T150. |
Силовой агрегат ЯМЗ 236 НД (Евро 1):
- 236NE2 (Евро 2) приводной блок.
Основные характеристики привода идентичны характеристикам двигателя Евро 1. Отличием двигателей 236NE2 является соответствие нормам Евро 2 № 49; № 24-03. Приводы используются в автомобилях, эксплуатация которых связана с тяжелыми условиями. К ним относятся автомобили «Урал», МАЗ, ЗИЛ и многоместные автомобили.
«Евро-2»:
Модели «ЯМЗ». | Приложение |
236NE2-1 | «МАЗ»: транспорт, рамы, буксиры, грузовики с автоматическим опрокидыванием. |
236Í2-3 | «Урал»: транспорт, рамы, буксиры, грузовики с автоматическим опрокидыванием кузова, пассажирский транспорт. |
236Í2-24 | «Урал»: транспорт, рамы, буксиры, грузовые автомобили с автоматически опрокидывающимися кузовами. |
ЯМЗ 236 НЕ привод (Евро 2):
Устройство дизельных двигателей ЯМЗ-236
Двигатель ЯМЗ-236 имеет шесть цилиндров, с рабочим объемом камеры сгорания 1858 см³ каждый. Принцип работы четырехтактный, типичный для двигателей Отто, порядок цилиндров 1-4-2-5-3-6, прямой впрыск, степень сжатия 16,5.
Цилиндро-поршневая группа (ЦПГ) имеет поршень из силумина (алюминиево-кремниевого сплава) и гильзу из мокрого чугуна. Шатун крепится к двойному Т-образному стержню, отлитому из чугуна со специальной бронзовой вставкой, с помощью «плавающего пальца» с двумя стопорными кольцами. Другой конец шатуна прикручен к шатуну вала двумя штифтами (бронзовые подшипники скольжения). Цилиндры расположены в два ряда по три штуки.
В каждом ряду имеется одна общая головка цилиндра (CGB). Распределительный вал имеет шестеренчатый привод и является общим для обеих головок цилиндров. Коленчатый вал кованый с азотированными шейками, четырьмя точками опоры и противовесами. Блок цилиндров отлит из серого чугуна, как и верхняя часть картера. До 2008 года блок цилиндров был стандартизирован и имел укороченную юбку. Корпус маховика был отлит отдельно от блока. Маховик стальной с отдельным зубчатым венцом (используется для запуска стартера), выполнен в двух вариантах: для двойного сцепления (широкий) и для одинарного сцепления (узкий).
Поршни, поршневые пальцы и кольца на ЯМЗ-236
Поршни, установленные в двигателях ЯМЗ-236, изготовлены из высококремнистого эвтектического алюминиевого сплава. Чтобы улучшить притирку поршня к гильзе, его покрывают очень тонким (0,003-0,006 мм) слоем олова. В юбке поршня предусмотрено углубление для охлаждающего сопла, а также два боковых углубления для предотвращения задевания поршня противовесами коленчатого вала во время работы. На внешней стороне поршня имеется пять канавок для поршневых колец. Три верхние канавки предназначены для установки компрессионных колец. Одна канавка над поршневым пальцем и еще одна канавка в нижней части юбки поршня для установки малообъемных колец. Поршневой палец, соединяющий поршень с шатуном, представляет собой полый, плавающий палец. Он изготовлен из стали 12CrNi/Za. Наружные поверхности штифтов науглерожены на глубину 1,0-1,4 мм, закалены и отпущены до твердости МПК 56-65. Штифт имеет наружный диаметр 50 мм.
Поршневые кольца на ЯМЗ-236 отлиты из специального чугуна и устанавливаются в канавки поршня в определенном порядке (см. выше). Они хромированные и разъемные. Компрессионные кольца и кольца низкого давления отличаются друг от друга различными типами поперечного сечения.
Ремонт
Ремонт двигателя ЯМЗ-236 осуществляется только в авторемонтных мастерских, так как требует специализированного оборудования и инструментов. Они включают такие станции: для разборки и сборки приводного механизма и его компонентов, балансировки, регулировки и тестирования.
Также потребуется специальное оборудование:
- Расточной станок и хонинговальный станок.
- Оборудование для шлифовки и полировки коленчатого вала.
- Скамья с зажимной ванной.
- Расширители для шлифовки седел клапанов.
- Оборудование для сборки направляющих клапанов.
- Токарный и фрезерный станок.
- Стенд для очистки инжекторов.
- Пресс для запрессовки подшипников и сальников.
- Аргонная сварка в некоторых случаях.
- Прочие инструменты и оборудование специального назначения для ремонта дизельных двигателей.
Как видно из списка, потребуется довольно много станций и оборудования, которое может позволить себе не каждая станция технического обслуживания.
Ремонт двигателя ЯМЗ-236 проводится в несколько этапов. Все они достаточно сложные, и за каждую отвечает специалист узкого профиля. Рассмотрим каждый этап по очереди:
- Разборка. Наверное, понятно, что двигатель внутреннего сгорания разбирается с помощью обычного обширного набора инструментов и пневматического пистолета.
- Устранение неисправностей и определение списка запасных частей для замены.
- Шлифовка коленчатого вала и подготовка блока цилиндров.
- Промывка всех запасных частей и компонентов. Чаще всего это делается с помощью горячего парафина.
- Когда все готово, происходит сборка.
Процесс демонтажа ЯМЗ-236 занимает около 6-8 часов. Подготовка деталей к сборке занимает около 16-20 часов, в зависимости от сложности поломки. Процесс сборки занимает до 36 часов. Все зависит от того, насколько изношены основные узлы и детали и насколько хорошо они подготовлены к заключительному этапу работ.
Газораспределительный механизм двигателя ЯМЗ-236
Механизм ГРМ на ЯМЗ-236 — верхнеклапанный, с нижним расположением распределительного вала. Клапаны приводятся в движение толкателями, шатунами и коленчатыми валами. Основные компоненты механизма следующие: распределительный вал с ведущей шестерней и подшипниками, толкатели и роликовые толкатели, стержни и рычаги клапанов с регулировочными винтами и валами, клапаны с пружинами и направляющими втулками. Распределительный вал кованый, изготовлен из углеродистой стали марки 45; толкатели также стальные, штампованные, рокерного типа с роликом для контакта с кулачками распределительного вала. Впускные и выпускные клапаны изготовлены из специальной жаропрочной стали.
1 — распределительный вал; 2 — толкатель; 3 — толкатель штока; 4 — клапан; 5 — направляющая втулка; 6 — шайба пружины клапана; 7 — наружная пружина; 8 — внутренняя пружина; 9 — тарелка пружины клапана; 10 — втулка тарелки пружины клапана; 11 — буфер; 12 — рычаг клапана; 13 — коромысло оси; 14 — регулировочный винт; 15 — сальник впускного клапана; 16 — толкатели оси Каждый цилиндр имеет один выпускной клапан и один впускной клапан, которые изготовлены из жаропрочной стали и перемещаются в направляющей втулке 5. На направляющей втулке впускного клапана находится резиновая прокладка. На каждом клапане установлены две цилиндрические пружины, одна с правым, другая с левым витками. Для фиксации пружин используется специальный замок, который облегчает вращение клапанов во время работы двигателя и тем самым повышает ремонтопригодность клапана.
Система питания ЯМЗ-236
Энергосистема относится к типу сплит-систем. Он состоит из топливного насоса высокого давления, насоса и регулятора впрыска топлива, сцепления, форсунок, топливных фильтров, топливопроводов. Следуя порядку расположения цилиндров, ТНВД подает топливо по магистралям высокого давления к форсункам, которые впрыскивают очередную «порцию» распыленного топлива в полости цилиндров. Излишки топлива затем направляются обратно в топливный бак через перепускной клапан и сопло фильтра тонкой очистки.
Регулировка ЯМЗ-236
Регулировка ЯМЗ-236 требует специального инструмента и выполняется вручную. Сама регулировка состоит из нескольких этапов. В принципе, это требует настройки:
- Сцепление ЯМЗ-236, для регулировки которого требуется специализированный стенд;
- Подача дизельного топлива через ТНВД ЯМЗ-236;
- Клапаны, для которых требуется специальный щуп.
Регулировку рекомендуется проводить только в автосервисе с использованием специального оборудования, предназначенного для этих целей, которое, кстати, вряд ли можно найти в обычной мастерской.
Модификации двигателя ЯМЗ-236
Существует 35 модификаций ЯМЗ-236: без турбонаддува, мощностью от 150 до 195 л.с. Подробные характеристики каждого из них доступны на сайте Ярославского моторного завода. Область применения этих двигателей следующая: судовые двигатели; компрессорные станции; электрогенераторные установки; судовые дизель-генераторные установки; железнодорожные грузовики; экскаваторы, грейдеры и дорожные катки, автокраны, фронтальные погрузчики, бульдозеры, внедорожники, бронеавтомобили, автомобили ЗИЛ, Урал, МАЗ (в основном «советские», прошлых лет выпуска).
Существует 54 версии ЯМЗ-236 с турбонаддувом, их мощность варьируется от 230 до 300 л.с. Они устанавливаются на современные автобусы, комбайны, тракторы и спецтехнику различных производителей, некоторые версии автомобилей МАЗ и «Урал».
Неисправности, их причины и способы устранения
- Перегрев двигателя. Возможные причины — загрязненный радиатор, неисправный насос или термостат.
- Обороты оборотов «плавают». Проверьте частоту вращения насоса впрыска топлива и при необходимости отрегулируйте ее. Также может присутствовать негерметичность топливной системы.
- Колебания или вибрация на низких оборотах. Сначала проверьте топливную систему (топливный насос, форсунки, топливопровод, топливный фильтр). Также стоит проверить систему зажигания.
- Не заводится и не глохнет. В топливной системе может быть воздух в месте его всасывания, поврежденный трубопровод и т.д., может быть засорен топливный фильтр. Если ничего не обнаружено, то посмотрите в направлении топливной форсунки.
- Стук двигателя. Здесь трудно обойтись без вскрытия. Форсунки, клапаны, кольца, вкладыши могут снова стучать. Также можно проверить зажигание и топливный насос.
- Из выхлопной трубы идет белый дым. Причиной может быть вода в бачке или попадание охлаждающей жидкости в цилиндры через трещину в головке блока цилиндров или изношенную прокладку.
- Черный дым. Очень богатая смесь, уменьшите смесь, повернув нижний выходной винт на топливной форсунке, альтернативно поверните на максимум.
- Синий дым. Масло попадает в цилиндры и сгорает там.
- Сильная вибрация двигателя. Вибрация может быть вызвана маховиком, изношенными опорами двигателя, неотрегулированным зажиганием, приводным валом. Или, в крайнем случае, несбалансированный коленчатый вал.
- Он вообще не запускается. Проверьте топливную систему, т.е. ТНВД и форсунки.
Общие сведения
За время эксплуатации двигатель ЯМЗ 236 зарекомендовал себя как надежный агрегат, показавший приемлемые технические характеристики. Универсальность и популярность двигателя обусловлена рядом конструктивных решений. Таким образом, устройство оснащено шестью камерами, разделенными на две группы и расположенными в два параллельных ряда. Цилиндры в соседних рядах наклонены друг к другу на 90°. Двигатель совершает четыре такта за цикл, создавая напор в 16,5 атм, при общем объеме камеры 11 литров.
Тяговый агрегат питается от механического топливного насоса высокого давления. Смесь подается непосредственно через распылители. Двигатель оснащен двумя головками, изделие имеет 12 клапанов (6 впускных, 6 выпускных). В сочетании с силуминовыми вытеснителями и чугунными поверхностями цилиндров изделие сохраняет передаточное число двигателя ЯМЗ 236 с номером «142536».
Голова:
Для охлаждения используется жидкостный насос, который обязательно промывает «мокрые» цилиндры. Устройство приводится в действие коленчатым валом через ремень и шкив. Вал приводится в действие шестернями и управляет двумя головками. Деталь изготавливается методом ковки, после чего шейки подвергаются азотному упрочнению. Изделие закреплено на четырех опорах и уравновешено противовесами.
Учитывая пожелания и потребности заказчика, двигатель развивает мощность в диапазоне 150-500 л.с. Ранние двигатели потребляли до 40 литров топлива на 100 километров пути, но после доработки и усовершенствования этот показатель снизился до 25 литров. До 2010 года в двигателе использовался чугунный корпус, но с тех пор применяется алюминий. Это позволило снизить вес и положительно сказалось на производительности.
Блок:
ТНВД ЯМЗ-236
Двигатели ЯМЗ-236 оснащены многоступенчатыми топливными насосами высокого давления. Насос приводится в действие системой реечного привода. Сам насос расположен в корпусе блока цилиндров и соединен с топливной рейкой. Структурно HPF состоит из следующих компонентов:
- Пары плунжеров, которые действуют как клапаны для обеспечения целостности конструкции. Поверхности плунжеров шлифуются на специальных станках для обеспечения требуемого уровня герметичности и поддержания давления. Если при шлифовании возникают отклонения от нормы, теряется герметичность, падает давление, увеличивается расход топлива и страдает эффективность дизельного двигателя.
- Подкачивающий насос обеспечивает подачу топлива в сам насос впрыска, когда двигатель не работает в течение длительного периода времени. Этот второй насос дополняет основной насос.
- Распределительный вал, который приводит в движение весь узел. Толкатели на валу оказывают давление на клапаны, и топливо подается под давлением.
Схема топливного насоса высокого давления двигателя ЯМЗ-236:
1-Корпус топливного насоса; 2-опора; 3-опора; 4-зубчатое кольцо; 5-перепускной клапан; 6-штифт; 7-винт; 8-зубчатое колесо; 9-корпус регулятора; 10-тяга; 11-приводная шестерня регулятора; 12-камневой вал; 13 — фланец; 14 — эксцентрик; 15 — вал; 16 — втулка коромысла; 17 — рампа; 18 — толкатель; 19 — кулачок; 20 — шарикоподшипник; 21 — штифт подшипника; 22 — пружина сцепления; 23 — полумуфта привода; 24 — крышка сцепления; 25 — соленоид; 26 — муфта вала; 27 — грузы оси; 28 и 39 — пакеты пружин; 29 — стопорный болт втулки; 30 — топливный канал; 31 — упор пружины выпускного клапана; 32-пружина клапана поршня; 33-клапан инжектора; 34-седло клапана инжектора; 35-втулка поршня; 36-топливный канал; 37-стопорный винт; 38-пружина поршня; 40-регулировочный винт.
Двигатель ЯМЗ-236 HPF имеет автономную систему смазки, т.е. она не зависит от смазки двигателя. Для очистки масла используется двойная система фильтрации — грубой и тонкой. Уровень масла контролируется с помощью щупа с маркированной проволокой.
Регулировка ТНВД
ТНВД регулируется для изменения количества топлива, подаваемого в систему. Подача топлива зависит от текущей нагрузки двигателя. Регулировка поможет поддерживать правильную частоту вращения коленчатого вала.
Для простой ручной регулировки используется специальный винт с ключом на боковой стороне корпуса насоса. Поворачивая его, можно изменять скорость холостого хода, регулируя подачу топлива или полностью отключая его.
Для точной настройки насоса ЯМЗ 236 дизель сначала заливается до верхней отметки. Затем клапаны проверяются на герметичность в течение 2 минут методом испытания топлива под давлением. В этот период не допускаются утечки. Перепускной клапан закрыт пробкой.
Затем проверяется топливный уравнитель. Фильтр форсунки промывается в бензине и продувается сжатым воздухом. Отверстия очищаются мягкой проволокой.
Следующий шаг — проверка мембраны на герметичность. Воздух под давлением подается на крышку корпуса.
Для регулировки циклической подачи топлива в ТНВД на рычаге имеется специальная полочка. Закручивание увеличивает поток топлива, а откручивание — уменьшает. После регулировки необходимо затянуть винт.
Пружина используется для регулировки подачи топлива при промежуточном значении давления. Закручивание винта уменьшает поток топлива, а откручивание — увеличивает. Затем корпус пружины также закрепляется гайкой.
Затем проверяется уравнитель заряда. Рычаг остановки ТНВД поворачивается на 45 g, таким образом, подача топлива должна прекратиться.
Также проверяется запас хода насосной стойки. Если люфт отсутствует, выкрутите винт до упора. Люфт должен быть в пределах 1-1,5 мм.
Если это не решит проблему, вам понадобится стенд для насоса и хорошо обученный человек для выполнения регулировки.
Возможные неисправности и их устранение
Несмотря на высокое качество сборки и отличную надежность, двигатели этой модели время от времени требуют ремонта. Одновременно существует несколько неисправностей, характерных для ЯМЗ 236:
- приводной агрегат не запускается;
- во время работы не удается развить необходимую мощность, наблюдается задымление;
- необычный шум и стук во время работы;
- повышение температуры в системе охлаждения.
Большинство ремонтных работ следует выполнять в мастерской, поскольку для разборки изделия потребуется специализированное оборудование. Если генераторная установка не запускается, проблема чаще всего связана с плохой работой стартера, загрязнением или воздухом в топливной системе. Неисправность может быть устранена путем очистки системы и проверки подключения стартерной батареи.
Если во время работы двигатель выделяет дым и не развивает необходимой мощности, значит, засорились фильтрующие элементы или топливная система. Часто на ЯМЗ 236 турбо бывает недостаточный зазор клапанов, что требует регулировки в соответствии с рекомендациями производителя.
Стук в двигателе может быть вызван слишком ранним впрыском топлива или неправильно отрегулированным клапаном. Решением может стать правильная регулировка угла опережения зажигания, а также тепловых зазоров.
Если в системе охлаждения обнаружено повышение температуры, необходимо проверить исправность термометра и при необходимости заменить его. Также может потребоваться натяжение или замена ремня водяного насоса, который не циркулирует должным образом из-за неисправности в системе.
Обязательное чтение: Самодельный картофелевыкапыватель для культиватора
Двигатель Т-150 СМД-62
Одной из первых модификаций трактора Т-150 стал двигатель СМД-62. Он был разработан на базе двигателя СМД-60 и имеет очень похожую конструкцию. Основным отличием был компрессор, установленный на пневматической системе. Кроме того, двигатель PMD-62 на T-150 имеет увеличенную мощность до 165 л.с. и повышенные обороты.
Техническое обслуживание
Двигатели YMZ известны своей неприхотливостью. При внимательном и правильном уходе эти двигатели могут работать без ремонта десятилетиями. Об этом свидетельствует, например, долгая служба автомобилей МАЗ с двигателями с моторного завода в Ярославле.
Основное техническое обслуживание двигателей ЯМЗ 236, 240, 238 состоит из:
- замена отработанного масла через каждые 7 500 км;
- регулярная замена масляного фильтра;
- следить за тем, чтобы дизельное топливо не попадало в гидравлическое масло;
- очистку или замену воздушного фильтра.
Особое внимание следует уделить тому, чтобы дизельное топливо не попало в моторное масло во время работы. Попадая в моторное масло, оно конденсирует его и, кроме того, активно смывает масляную пленку со всех поверхностей трения.
В результате двигатель МАЗа либо стучит, либо заклинивает, что приводит к длительному и дорогостоящему ремонту, а в некоторых случаях требует его замены.
Источники
- https://RetroTruck.ru/gruzovoj-transport/yamz-236-harakteristiki.html
- https://miniteh.com/articles/Informaciya/YaMZ-236
- https://TraktoraMira.ru/dopolnitelnoe-oborudovanie/tehnicheskie-harakteristiki-yamz-236-turb.html
- https://motoran.ru/dvigatel/dvigatel-yamz-236
- https://dvigatels.ru/russia/dvigatel-yamz.html
- https://www.YaMZ-dizel.ru/engines-yamz/236/
- https://toptexnik.ru/dvigarely/dvigatel-yamz-236-regulirovka-i-tehnicheskie-harakteristiki
[collapse]