Есть мнение

Импортозамещение и технологический суверенитет в зоотехнии: инъекция оптимизма от председателя РКС* Дмитрия Грачёва


Импортозамещение в зоотехнической отрасли, как мы неожиданно сейчас узнали, началось в 2014 году. Воз и ныне там, пафосная демагогия вокруг него уже порядком поднадоела, особенно специалистам отрасли. Я буду ориентироваться, главным образом, не на специалистов, которых в России уже по пальцам, а на приличных бизнесменов и ответственных, патриотично настроенных чиновников, которых тоже не густо, к сожалению.

В отличие от бутафорского импортозамещения навынос, рекламируемого некоторыми нашими «коллегами» в кулуарах МСХ, Госдумы, Правительства, вожделенный технологический суверенитет в нашем зоотехническом секторе – утопия.

Судите сами: в мире нет практически ни одного государства, которое хотя бы отчасти смогло достичь тех целей, которые декларирует сегодня в коридорах власти известная многим кормовикам группа энтузиастов – авантюристов. Суверенный словесный пузырь независимости от всего мира раздувается буквально на глазах, и в этот удивительный блеф, замешанный на примитивном страхе и инфантилизме большинства, вовлекаются новые и новые государственные структуры, эксперты, институты и, строго дозированно, специализированная пресса. В ход идут откровенные подлоги и передергивание фактов, представляемых даже референтам АП («глупый импорт кормов» – недавний пример). Если скорость текущего надувательства сохранится, то совсем скоро этот зловонный пузырь неотвратимо и некрасиво лопнет, оставив в дураках не мелкотравчатых мошенников при должностях с их подельниками, а сразу две ключевые отрасли – кормовиков и животноводство.

Подробный анализ катастрофического научно-технологического отставания России в зоотехнических науке и практике – вопрос, уже, скорее, для прокуроров, чем для аналитиков. Нанесенный ущерб грандиозен. Не претендуя на истину в последней инстанции, хотел бы высказать некоторые соображения.

Первый, причем самый мощный и коварный, удар по российской зоотехнии, на тот момент с трудом оживавшей после шока 90-х, был нанесен в начале нулевых. Минсельхоз упразднил все зоотехнические службы и комитеты, полностью передав полномочия контроля за кормами Россельхознадзору, то есть ведомству, специалисты которого не являются экспертами в зоотехнии и стратегическом планировании для кормового сектора.

Спустя 20 лет такого контроля мы видим неутешительный результат:

  • абсолютная зависимость животноводства от импорта по большинству кормовых добавок и, что особенно критично, по научно-технологическому сопровождению;
  • неадекватно усложненное, избыточное законодательство в сфере обращения кормов и кормовых добавок (например, знаменитый ФЗ-179 со всеми его «подзаконниками», усложнивший в 2022 году на порядок как саму процедуру регистрации, так и её стоимость);
  • передел кормового рынка под монополии и картели; сотни пострадавших российских и международных компаний – из-за искусственных, выборочных ограничений и формирование целого отряда «решал»-вымогателей;
  • катастрофическое сокращение ассортимента кормовых добавок в арсенале российских зоотехников: к осени 2021 года из полутора тысяч наименований (не путать с торговыми марками), применяемых повсеместно по миру, на российский рынок попадало не более четверти;
  • широкомасштабный ущерб животноводству, нанесенный «экспериментами» над кормовым рынком в 2021 году: по расчетам группы экспертов РКС, действия кормового, т.н. «лизинового», картеля нанесли отрасли ущерб в 100 млрд рублей;
  • полная информационная и процедурная изоляция профессиональных союзов, не входящих в систему вышеупомянутого картеля; игнорирование индивидуального и коллективного мнений экспертов, идущих в разрез с установками и рекомендациями, поступающими от картеля через специально созданные камуфляжные НКО и информационные агентства;

Историческая справка: Китаю, начавшему программу технологического суверенитета в начале 90-х, не хватило и 30-ти лет на полное импортозамещение в сфере кормовых добавок. Важно подчеркнуть – в обстановке стабильности, щедрого притока международных инвестиций и технологий, при железобетонных гарантиях государства. Впрочем, сегодня, когда наши восточные соседи оценили экологический ущерб, наносимый этими производствами, отношение государства к ним существенно поменялось – вплоть до принудительного закрытия ряда предприятий (производство некоторых витаминов и аминокислот).

Итак, для чего же кормовикам так активно навязывают мифическое импортозамещение?

  • 1. Всё сделаем сами и лучше? – Нет!

Ни одна страна в мире не производит самостоятельно весь спектр кормовых добавок, включая наиболее важные. Лидирующие страны-экспортеры мяса не производят и десятой части стандартного ассортимента добавок, представленных в портфеле их зоотехника (США, Бразилия, Европа и пр.), не говоря уже о полноценном научно-техническом сервисе;

  • 2. Экономический эффект для животноводства? – Нет!

Лишь один показательный пример: Россия входит в мировые топы по производству лизина, – около 70% от потребности. При этом Россия оказалась единственной страной в мире, где прошлой осенью лизин физически закончился и стоил фермерам в ряде случаев в 5-7 раз выше рынка (цен КНР);

  • 3. Рабочие места? – Нет!

Не имея возможности ближайшие 20-30 лет соревноваться по себестоимости производства с Китаем и Индией, а по эффективности, качеству и R&D с Европой и Североамериканскими производителями, даже если закрыть глаза на экологические риски и ограниченный рынок, мы не сможем обеспечить подавляющее большинство наших конверсионных проектов компетентными научными и производственными ресурсами. Другими словами, не восстановив полностью (фактически с нуля!) научные зоотехнические школы и государственную научно-экспериментальную базу, а также практически весь бывший советский хим- и биопром, невозможно выйти хотя бы на уровень окупаемости проектов в современной наукоемкой сфере кормопроизводства и животноводства. Мало кто в курсе, но ряд ведущих российских интеграторов «кормят» по-прежнему иностранцы; наиболее эффективные системы кормления, применяемые сегодня в РФ, – западные;

  • 4. Распил госбюджета и новые «кормушки»? – <***>!

Рецепт прост: запугиваем бизнес именами высоких чиновников, нагнетаем для публики неясные угрозы (например, ГМО, хотя этой проблемы нет нигде в мире в отношении кормовых добавок), запрещаем импорт, усложняем суверенную регуляцию, формируем монополию на коммуникации через специально созданный «профсоюз», постепенно разоряем малый и средний бизнес, формируем монопольное ценообразование и насаждаем картельную систему распределения кормовых добавок параллельно с аналогичными процессами в животноводстве. Первые «успешные» пилотные эксперименты уже завершены.

Три риторических вопроса:

  • Сколько продержится оставшийся на плаву иностранный бизнес, – главным образом, за счет отказа от правил этического ведения бизнеса (compliance&antitrust)? В Европе уже слышен громкий хруст разваливающегося на глазах, благодаря российскому менеджменту, международного института репутации…
  • Как долго продержится коррупционная, казнокрадская система криминальных монополий и вымогательства, успешно сформированная в кормовой отрасли с 2019 года, и апофеоз которой мы со стыдом и возмущением наблюдаем сегодня?
  • Кто остановит дилетантов, мошенников и казнокрадов?

*РКС – Российский кормовой союз, самостоятельный департамент Российского зернового союза (РЗС)

Редакция SoyaNews не несет ответственности за содержание рубрики «Есть мнение». Позиция редакции может не совпадать с мнением авторов 

Читать предыдущий материал из рубрики

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Back to top button