Газпромбанк нашел семейный парадокс в потреблении еды – Agrotrend.ru

Рост семьи не ведет к подушевой экономии на продуктах
Признанный «эффект масштаба» в домохозяйстве – чем больше семья, тем меньше расходы на каждого ее члена – не работает в случае с продовольствием, выяснили аналитики Газпромбанка.
Экономия на масштабе в потреблении продуктов ― классический парадокс экономики, пишут они в телеграмм-канале Центра экономического прогнозирования банка “ЦЭП Talks”. Он заключается в следующем.
- Когда люди начинают жить вместе, объективно сокращается их спрос на целую линейку услуг и потребительских товаров. Например, каждому нужно по телевизору, а паре достаточно одного. Снимать/покупать/содержать квартиру теперь тоже надо одну, а не две.
- Теоретически снижение подобных трат ведет к росту расходов на другие потребтовары, включая продукты – ведь теперь можно позволить себе больше. Это называется эффектом богатства.
- Вместе с тем, с ростом семьи расходы на продовольствие из расчета на человека сокращаются. Этот эффект прослеживается в большинстве стран и, как утверждают экономисты, ярче проявляется в кризисы: вместе экономить удобнее, чем поодиночке.
- Если взять Россию, то, по оценке Газпромбанка, основанной на ценах 2021 года, двое живущих вместе людей покупают здесь еды на 3000 рублей в месяц меньше, чем два человека поодиночке.
- · Парадокс в том, что в случае с продуктами, в отличие от той же бытовой техники, эффект экономии нелинеен, обращают внимание эксперты. С каждым новым человеком душевой расход денег домохозяйства на еду сокращается все медленнее.
- Пик экономии на продуктах зафиксирован в семьях из семи человек, которых в нашей стране очень немного. А, значит, возможности экономии на продуктах для большинства россиян крайне ограничены.