Где тонко, там рвется: подорвет ли взрыв на Крымском мосту логистику и молочную отрасль региона?

Произошедший 8 октября взрыв на Крымском мосту, от которого зависит снабжение всего региона, не мог не повлечь за собой сбоев в логистике. The DairyNews собрали в материале краткую хронику событий, а также мнения экспертов о том, отразится ли случившееся на молочном рынке, продовольственной безопасности региона и ритейле.

История вопроса

Сообщения о произошедшем на мосту подрыве грузового автомобиля появились 8 октября. На тот момент сообщалось, что в результате взрыва загорелись топливные цистерны проходившего над дорогой железнодорожного состава, а также произошло обрушение двух пролетов автомобильного дорожного полотна. 

По факту произошедшего было возбуждено уголовное дело, по поручению президента была создана правительственная комиссия. Возглавляющий ее вице-премьер Марат Хуснуллин, а также главы МЧС и Минтранса прибыли на место для осмотра повреждений.

Вечером 9 октября Минтранс отрапортовал о возобновлении движения пригородных поездов по мосту.

Вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил, что восстановление движения по мосту является первоочередной задачей:

«Мост мы визуально осмотрели, организовали движение автомобилей по одной полосе. Нам поставлена задача за ночь подготовить все, чтобы запустить движение по двум полосам. Проводим инструментальное обследование, определились с объемами ремонта и восстановления второй полосы. Могу сказать, что мы уже заказали металл, собрали строителей и проектировщиков. За сутки мы поймем, сколько времени потребуется, чтобы восстановить второй пролет».

Уже к середине дня 8 октября появилось сообщение и о возобновлении движения автобусов и легковых машин. Но грузовые автомобили на мост все еще не допускались, а 9 октября прозвучал призыв местных властей не использовать мост без острой необходимости, что было связано с его ограниченной пропускной способностью.

Движение грузового транспорта

Для переправы грузовых автомобилей была запущена переправа через Керченский пролив – по данным на полдень 9 октября, по сообщению местной администрации, по ней переправились было около 100 “Газелей” – для этого был задействован паром “Керченский – 2”, предназначенный для малотоннажных автомобилей, а также готовился в работу второй паром для малотоннажных грузовиков “Ейск”. Тем не менее, вопрос передвижения большегрузов на момент сообщения решен не был. В то же время власти уверили, что специальный паром от Краснодарского края до Крыма будет запущен дополнительно в тот же день. Глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что паромная переправа будет бесплатной для водителей, но движение большегрузов по мосту может быть восстановлено только после проверок и заключений от группы, оценивающей нанесенный мосту ущерб:

«В данный момент продолжается работа по организации стабильного транспортного сообщения между Республикой Крым и Краснодарским краем. До особого распоряжения движение по автомобильной части Крымского моста будут осуществлять только легковые автомобили. Железнодорожная ветка будет работать в штатном режиме. Перевозка автобусов всех типов и большегрузных автомобилей будет выполняться паромом «Лаврентий» по маршруту Керченский морской рыбный порт – порт «Кавказ». Автомобили грузоподъемностью до 3,5 тонн и пассажиры будут перевозиться по маршруту порт «Крым» – порт «Кавказ», – написал глава региона в своем телеграм канале.

Была усилена работа по обеспечению транспортной безопасности на объектах морского транспорта. Досмотр транспортных средств проводится силами полиции, а также подразделением транспортной безопасности ГУП РК «Крымские морские порты».

Первый паром для большегрузов с 16 грузовиками на борту, по сообщению властей Керчи, отправился из Крыма в середине дня 9 октября – около 250 большегрузов к тому моменту уже ожидали переправу через Керченский пролив. В комментарии ТАСС начальник управления ЖКХ, охраны окружающей среды, транспорта, связи и дорожного хозяйства района Николай Овчаренко рассказывал, что около 170 грузовиков ожидают своей очереди на паром до Крыма со стороны Темрюкского района Краснодарского края. В СМИ появлялись кадры, как водителям скопившихся фур раздают еду.

“Количество [машин] пока не уменьшается. На данный момент почти 170 автомобилей находится на данной стоянке. Это за сутки цифра. Ожидаем парома, чтобы переправлять данные средства на Крым”, — сказал Николай Овчаренко.

По оценке местных властей, 250 машин могут быть переправлены в течение двух дней, 10 октября по направлению начнут курсировать еще два дополнительных парома. В то же время Минтранс Крыма посоветовал перевозчикам выбирать альтернативные маршруты, в том числе предлагая дорогу, проходящую через Мелитополь, Мариуполь и Таганрог, передавал Интерфакс со ссылкой на ведомство.

Агентство ТАСС со ссылкой на главу Крыма Сергея Аксенова передавало, что приоритет при переправе через пролив будет отдан автомобилям, перевозящим скоропортящиеся продукты.

Влияние на молочную и прочие отрасли

О специфике молочной отрасли Крыма в своем комментарии рассказали эксперты Центра изучения молочного рынка (Dairy Intelligence Agency, DIA). Аналитики отмечают, что Крым является дефицитным регионом, зависящим от поставок молочной продукции из других областей. В 2021 году дефицит молока в регионе с точки зрения конечного потребления составил 253 тыс тонн.  Дефицит сырого молока для переработки составил 44,8 тыс тонн. 

При этом производство сырого молока в регионе в 2014-2021 году росло высокими темпами, на 21,7% в год. Только в 2021 году наблюдалось снижение на 0,3% до 82,5 тыс тонн. Среднегодовой темп роста переработки молока в 2014-2021 в Крыму составил 10,4%, в 2021 году объем переработки молока составил 127,3 тыс тонн, на 7% больше, чем в 2020 году.

По итогам первой половины 2022 года производство молока в СХО и КФХ Крыма составило 41,66 тыс тонн, на 2,4% больше, чем в первой половине 2021 года. По итогам января-августа 2022 года производство молока в сельхозорганизациях составило 38,88 тыс тонн, на 5% больше, чем в 2021 году по данным Росстата. 

Остатки сливочного масла по данным Росстата на конец августа 2022 года в регионе составили 26,2 тыс тонн (+26,6% к уровню августа 2021), остатки сыров составили 49,7 тыс тонн (+6% к уровню 2021 года), остатки молока и сливок сухих -30,3 тыс тонн (+74,4% к уровню 2021 года).

Цена на сливочное масло в августе 2022 в Республике Крым составила 932,06 руб/кг, на 16,3% выше, чем в августе 2021 года и на 12% выше средней цены в России. Средняя цена на сыры (сычужные, твердые и мягкие) в республике достигла 758,5 руб/кг, на 17% выше августа 2021 года. В соседнем Краснодарском крае цена сливочного масла составила 721,7 руб/кг, на 33% выше, чем в августе 2021 года. Цена кг сыра в Краснодарском крае составила 735,8 руб/кг, на 24% выше августа 2021 года. 

В Краснодарском крае (с Республикой Адыгея) производство молока в сельхозорганизациях в январе-августе 2022 по данным Росстата продемонстрировало рост, +6,9% по сравнению с 2021 годом до 763 тыс тонн. По доступным данным Росстата за 2020 год вывоз молока (включая экспорт) из Краснодарского края составил 854,4 тыс тонн. 

Крым зависим от поставок молочной продукции из соседних регионов, поэтому сохранение логистики с Краснодарским краем критично для продовольственной безопасности региона, – резюмировали аналитики.

– Позавчера была информация о том, что ведутся переговоры с рядом крупных торговых сетей о работе на территории ДНР. Можно предположить, что это мог бы быть «Магнит» или «Лента». По всей видимости планировалась широкая экспансия ритейла. Очевидно, что в результате этого события такие планы могут быть скорректированы по всем новым территориям. К слову, сказать в Крыму до сих пор нет федеральных сетей и похоже теперь появятся не скоро, – отмечает независимый эксперт по ритейлу Борис Агатов в своем телеграм-канале. – Разумеется, подрыв моста повлияет на снабжение полуострова, но есть основания полагать, что период этот будет не очень продолжительный, т.к. мост только частично поврежден, быстро налаживается паромная переправа, возможно жд-ветка крымского моста не сильно пострадала. Следующий туристический сезон в Крыму будет крайне сложный и это тоже затронет ритейл полуострова.

Ритейлу нужно осознавать, что кризис переходит в новую фазу, более острую, которая возможно продлится около полугода, т.е. где-то до марта-апреля, поэтому нужно реагировать на все события с чрезвычайной осторожностью, считает Борис Агатов.

– Главная новость выходных – взрыв на Крымском мосту… думаю, если бы рынок был открыт в это время, Чикаго могло центов на 60 вверх сходить. К торгам все немного подуспокоятся, навигация через Керчь открыта… но в целом, вероятно, можем увидеть рынок сегодня-завтра прилично повыше + завтрашнее заседание Совбеза быкам может помочь, – написал 9 октября Андрей Сизов, руководитель СовЭкон, комментируя влияние происшествия на биржевые цены на зерновые.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Back to top button