На Волге должны запустить крупный экспортный зернотерминал – Agrotrend.ru

Терминал нужен, но успеху проекта могут помешать рыночные риски

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин анонсировал строительство на Волге достаточно мощного для нижневолжской речной перевалки зернового терминала – на 300 тыс. тонн грузов в год.

Что случилось

  • Терминал должен расположиться на мощностях портового комплекса компании «Логопром». Никитин называет его «экспортоориентированным зерновым хабом».
  • По словам губернатора, экспорт зерна пойдет по Волге через Азовское, потом – Каспийское моря в Иран, на Ближний Восток и далее в Африку.
  • Гендиректор «Логопрома» Андрей Иванов уточнил «Коммерсанту»: 300 тысяч тонн – это первая очередь с возможностью расширения. Ее должны ввести через полтора-два года.

Подробности

  • Терминал сможет принимать грузы из Нижегородской и соседних областей, благо почти вся речная рейдовая перевалка сейчас сосредоточена в ЮФО – под Ростовом-на-Дону и Волгоградом.
  • То есть у «Логопрома» пока, по идее, нет конкурентов: аналогичные действующие мощности на Волге есть только севернее либо южнее на 1000-1500 километров вверх и вниз по реке.
  • При этом налицо экспортный потенциал: излишки зерновых в одной только Нижегородской области сейчас порядка 150 тысяч тонн в год.
  • Из данных на сайте «Логопрома» следует, что ее порт расположен на правом берегу Волги в городе Кстово. Сама компания называет себя «ведущей компанией Поволжья, предлагающей транспортно-складские услуги для промышленных грузов».

Выводы

  • Планы инвестора построить терминал выглядят своевременными. Речной транспорт дешевле железнодорожного и автомобильного. А доступность первого сейчас вообще ограничена.
  • При этом в стране – излишки зерна, экспорт растет. Но его транспортировка по ж/д и тем более на авто создают дополнительную нагрузку на экспортеров: в плане логистического плеча Верхнее Приволжье – это не ЮФО.
  • У волжского пути очень хорошая география логистики: Азов – Волго-Донской канал – Каспий – и далее Иран и другие большие зерновые рынки.
  • ·   С учетом того, что, по данным «Infoline-Аналитика», через год закончится реконструкция Городецкого гидроузла под Нижним, экспортный потенциал ПФО за счет бОльших глубин прохода судов станет еще привлекательнее.
  • ·   При реализации еще двух-трех таких проектов, как у «Логопрома», теоретически возможен рост объемов производства зерна в окружающих регионах под запрос экспортеров.
  • ·   Однако есть и потенциальные риски. Нижегородская область не является крупным производителем зерновых, и излишки, о которых говорит инвестор – это пока не тренд.
  • ·   Доходность растениеводства в последний сезон была низкой, и сейчас аграрии мало что зарабатывают на зерне, напоминает главный редактор Agrotrend.ru Николай Лычев. Из-за сохранения пошлинного регулирования рынка и снижения общей технологичности АПК производство зерновых в ПФО вместе с его предложением на экспорт может начать сокращаться.
  • Глава Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин признает нехватку мощностей перевалки на Волге. Но его смущает, что в таком крупном проекте, как у «Логопрома», нет экспортеров-маркетмейкеров из числа 10 крупнейших. Без кого-то из них заполнить терминал зерном будет трудно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Back to top button