О душе растений

Я набрала эту тему в поисковиках и какие мнения, иногда прямо противоположные, противоречивые, какие чудеса я там нашла, и такое бесстрастное утверждение! Вот некоторые из них, наиболее нейтральные: «Во всех материальных телах, имеющих признаки жизни, есть душа. Жизнь свидетельствует о присутствии души. Пока растение живо, растет и процветает, у него есть душа. Как только душа покидает растение, оно погибает. Или «У растений, конечно же, есть душа. Я даже экспериментировал с этим. Я посадил рассаду в 2 разных лотка. Я продолжал разговаривать с одним ростком, хвалил его, просил, чтобы он хорошо рос. И я, далеко не суеверный, рационалист, увидел, что ростки, с которыми я общался, были сильнее и росли быстрее, чем те, с которыми я не общался. С тех пор я разговариваю со всеми растениями в саду или дома, глажу их руками и прошу прощения при пересадке или обрезке. И они приносят мне радость на протяжении многих лет».
И. I. Шишкин, ‘Дубовая роща’, 1887 год.
Некоторые поклонники цветов приводят лирические стихи известных поэтов, такие как эти, в качестве доказательства того, что у цветов есть душа:
Как ты думаешь?
Но только ли у вас возникает такая мысль?
Она таится во всем…
У цветов есть душа, готовая раскрыться.
Другие ссылаются на опыт своих бабушек или дедушек:
- «Растения испытывают боль, радость, страх. Моя бабушка всегда говорила, что когда вы срываете растение, попросите у него прощения. Давно замечено, как растения реагируют на музыку, получают ненависть и любовь. Древние народы также говорили об этом. Парацельс в своей «Оккультной ботанике» утверждал, что у растений есть душа. Я ухожу из сада, чтобы попрощаться со своей «зеленью», прихожу и здороваюсь. Я глажу их стволы, разговариваю с ними. Я думаю, они все понимают.
- Думаю, да. В моей жизни был такой случай. Я ухаживал за своим пожилым дедушкой, и он выращивал на балконе декоративное дерево. Я разговаривал с ним, когда поливал его или просто сидел рядом. Когда он умер, дерево засохло через месяц, хотя его поливали и ухаживали за ним так же хорошо, как и мой дед. Вот так и получается: дерево, а потом уже нет дедушки и нет дерева.
Цветы © Cristian Bortes
Существует версия (их несколько, разных) открытия криминолога Секретной службы США Клива Бакстера, который в 1966 году предал гласности существующие взаимодействия между людьми и растениями. Однажды Бакстер провел эксперимент с драконовым деревом в своем кабинете. К большим листьям этого растения было легко прикрепить электроды для измерения изменения сопротивления слабому электрическому току. Эксперт-полиграфолог Бакстер хотел узнать, сколько времени потребуется воде, чтобы подняться от корней дерева по стволу до кончиков листьев. Он чиркнул спичкой, чтобы высушить лист, как в тот же момент полиграф неожиданно показал сильную реакцию. Но он еще не успел сжечь растение, он только думал об этом! Считается, что это удивительное открытие положило начало новой карьере Бакстера, который продолжил экспериментировать с растениями. Работа Бакстера описана в книге Питера Томпкинса и Кристофера Берда «Тайная жизнь растений».
Для того чтобы автор мог высказать свое мнение о душе растений, он, естественно, должен начать с определения самого понятия души. Существует множество подобных определений. Давайте попробуем сформулировать только два. Первый — это образ души (разумеется, человеческой) по Платону (427 — 347 гг. до н.э.). В своих работах Платон сравнивает душу с крылатой колесницей. Если в колеснице богов и кони, и колесница имеют благородное происхождение, то у смертных один из коней — красивый, белый, добрый и послушный, готовый нести колесницу на небо, а другой имеет противоположные характеристики: он черный, тяжелый, своенравный, непослушный и тащит колесницу на землю. Путешествуя по небосводу, души богов и души людей созерцают мир идей и истины, который является амброзией, пищей души. Но в душе заложено все, что есть в мире идей, хотя и в непроявленной форме — так же, как в семени заложено знание о том, чем оно может и должно стать. Способности, которыми мы уже обладаем, — это знания, приобретенные нашими предками ранее. В наших генах записана не только способность творить добро, но и способность творить зло.
Цветы на балконе
Второе определение души является более современным: ее уподобляют компьютерной программе, встроенной в человека (животное или растение). В нем заложена генетическая программа и весь опыт, знания и предпочтения предыдущих поколений. Невозможно не вспомнить известное изречение: «Ни один вздох, ни одна улыбка не проходят в мире, не оставляя следа». Программа, заложенная в душу человека при рождении, постоянно обновляется в процессе жизни в соответствии с требованиями общества, его коллективной культуры, развитием различных доктрин и лжеучений.
Говорят, что в душе каждого человека есть стремление к любви и доброте, что также декларируется в моральных заповедях различных религий. В идеале душа каждого человека должна быть запрограммирована в соответствии с заповедями доброты и любви всех существующих религий, главная из которых — «Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе», хотя многие другие заповеди очень справедливы, гуманны и прекрасны.
Мудрые люди говорят, что строить свою жизнь нужно только в соответствии с нравственными заповедями Бога, независимо от вероисповедания. Лев Толстой подтверждает эти мысли: «Один, только один — наш непогрешимый руководитель, вселенский дух, который пронизывает нас всех вместе и каждого в отдельности, вкладывая в каждого стремление к тому, что он должен делать; тот же самый дух, который в дереве велит ему расти к солнцу, в цветке — бросать семена до осени, а в нас — искать Бога (разумеется, речь идет о нравственных божественных заповедях, в соответствии с которыми только и должны строить свою жизнь люди — прим. пер. Auth.) и в этом стремлении они все больше и больше объединяются друг с другом. Но нет, так не создается программа души. Видимо, в этом виноваты ненасытные плотские желания человека. Не вдаваясь в подробности, отметим, что они, по сути, являются прямой противоположностью моральным заповедям любой из существующих религий. И поскольку мы уже начали говорить об аналогии человеческих душ с компьютерными программами, стоит упомянуть хакеров, взламывающих эти программы (души), а также всевозможные вирусы, заражающие их. Чтобы не утомлять читателя излишне, пусть он сам на досуге подумает об опасностях для человеческой души в этом контексте.
А как насчет душ растений? Очевидно, что если в каждом крошечном семени заложена программа того, как должно выглядеть растение, то это уже говорит о наличии хотя бы части души. И надо сказать, что растения, в отличие от людей, имеют красивые программы. Как будто созданные исключительно по моральным предписаниям божества, растения очень терпеливы. Они не жалуются, когда люди плохо о них заботятся, могут мириться с определенными климатическими неудобствами. И самое главное, заботясь о продолжении своего рода, они приносят радость и пользу другим живым существам. Действительно, каким красивым должно быть растение, чтобы весной раскрыть свои цветы (на них можно смотреть!). И не только для красоты, но и для пользы: весной пчелы успеют собрать мед с цветов, опыляя растения, а осенью многие дадут ягоды, овощи и фрукты животным и людям.
Это хорошо, когда у людей есть такая повестка дня в душе. Но как только вы начинаете говорить о душе растения, люди начинают сомневаться: не следует ли использовать эту душу для (предполагаемого) блага людей? — подобные вопросы можно встретить в интернете. Слава богу, что нет широкомасштабного вмешательства в программирование «души» растений (речь идет о технологиях изменения генетического кода растений).