ОСК ведет переговоры о строительстве судов для экспорта продовольствия
Они нужны для замещения иностранных перевозчиков, которые из-за санкций отказываются от перевозки российских грузов
Согласно MNO, заказы на доставку должны быть многочисленными
«Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) ведет переговоры с российскими производителями, заинтересованными в строительстве флота для доставки продовольствия за рубеж», — сообщает «Интерфакс». «Есть перспективы, связанные с необходимостью замещения иностранных перевозчиков, которые в настоящее время отказываются перевозить российские грузы из-за давления санкций». — цитирует агентство слова председателя совета директоров ОСК Георгия Полтавченко. — Таких грузов довольно много, включая зерно и подсолнечное масло. Наши производители сталкиваются с проблемами транспортировки на внешние рынки, нам нужны пароходы». По словам Полтавченко, ведутся переговоры с российскими сельхозпроизводителями, и «заказов будет много».
В мае, во время Всероссийского зернового форума, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев заявил, что министерство сельского хозяйства планирует помочь экспортерам построить собственный флот. «Мы заинтересованы в том, чтобы иметь собственный флот для экспортеров, эта тема обсуждалась много раз». — отметил он. — ‘Вчера я разговаривал с Алексеем Рахмановым, главой Объединенной судостроительной компании, и мы договорились, что некоторые мощности на верфях могут быть предоставлены для строительства в ваших интересах. «Panamax будет трудно построить, но суда в 40 000 тонн можно попытаться построить».
В то же время Патрушев отметил, что Министерство сельского хозяйства будет инициировать некоторую государственную поддержку. «Речь идет о льготных кредитах, возможно, капитальных вложениях и льготном лизинге. Мы будем работать в этом направлении», — перечислил министр. По его словам, можно также использовать ресурсы «Росагролизинга» для снижения стоимости судостроения. «Мы понимаем всю сложность этого вопроса и, конечно, сделаем все возможное, чтобы обеспечить вас собственным автопарком». — Патрушев сказал.
Эдуард Зернин, председатель правления Союза экспортеров зерна, сообщил на Петербургском международном экономическом форуме, что союз намерен подать консолидированную заявку на строительство судов в ОСК через Министерство сельского хозяйства. Далее он отметил, что иностранный флот в Черном море был заменен, хотя и ценой «вымывания» его из реки. По его оценкам, для продолжения нормальной работы отрасли необходимо «около сотни» судов типа «река-море», особенно типа Handymax. Но если мы надеемся на суверенитет на море, нам нужны панамаксы». Спрос на них исчисляется десятками. Сегодня у двух крупнейших компаний их уже меньше десятка». — Зернин сказал (цитата по «Финмаркету»).
Зернин сообщил «Агроинвестору», что «Росагролизинг» консолидирует заявки на судостроение, а сама компания пояснила, что работает в этом направлении, но пока лизингового продукта нет и «Росагролизинг» не принимает заявки. Однако собеседник «Агроинвестора» из крупного агроэкспортного холдинга говорит, что, по его информации, в судостроении сейчас заинтересовано всего несколько человек, другой источник в отрасли также добавил, что у компаний сейчас другие приоритеты.
Трудности с морской логистикой привели к росту железнодорожных перевозок. Так, по словам Соса Казаряна, коммерческого директора компании Europack (которая занимается контейнерными перевозками), несмотря на сокращение судозаходов и другие негативные последствия введенных торговых ограничений, компания наблюдает рост отгрузок продукции AIC в первой половине 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. «В январе-июне 2022 года мы отправили напрямую в Китай в два раза больше поездов, чем за весь 2021 год. Поезда идут в крупнейшие мегаполисы Китая — Чунцин, Шанхай, Сиань и другие», — прокомментировал Казарян Агроинвесту. — Если в прошлом году это было эффективное решение для сокращения времени доставки (в три-пять раз по сравнению с маршрутом через порты), которое интересовало в основном крупных производителей, то теперь услугой пользуются даже мелкие производители. В то же время, продолжает он, поставки через порты, хотя и ограниченные в глобальном масштабе, не прекратились: они по-прежнему осуществляются, в основном на Дальнем Востоке, и Europack регулярно отгружает продукты питания таким способом.