Перспективы цифровизации в агросекторе России
Автор: Кальнов Дмитрий
Развитие технологий в агропромышленном комплексе России отстаёт от результатов коллег из Европы. Индустрия ограничивается лишь базовыми решениями вроде использования дронов и систем параллельного вождения техники, в то время как в Европе используются продвинутые технологии цифровизации. Однако благодаря высокому уровню развития IT-сферы в стране ситуацию ещё можно изменить.
Сравнивая агропромышленный комплекс в России и Европе, следует отметить разницу в масштабах и задачах фермеров. Главными различиями являются размеры: площадь ферм в Европе редко превышает 2 тысячи гектаров. В то время как в России встречаются как небольшие фермерские хозяйства, так и площади до миллиона гектаров.
У обеих стран возникают сложности с кадровым обеспечением и необходимостью экономного использования ресурсов. Крупные компании имеют возможность использования различных технологий: дроны, спутниковая съемка полей и прочих новых технологий. В Европе небольшие хозяйства отдают сложные задачи на аутсорс. В то же время даже простая аренда оборудования представляет сложность в России.
Говоря об аутсорсинге и аренде оборудования, стоит отметить, что в России не развит сервис предоставления услуг в сельском хозяйстве. Агропромышленность – это сфера, которая не привыкла работать в онлайн-пространстве, исторически продажи ведутся только при личном общении. Ситуацию может изменить тот факт, что по мере развития индустрии и прихода в неё молодых специалистов, будут появляться и нововведения в цифровой сфере.
В Европе стараются уйти от традиционных методов продаж, где каждая ступень поставки увеличивает цену. Товар реализуется через маркетплейсы и сопровождается соответствующими бонусами. В России имеются как обычные маркетплейсы, так и продвинутые тематические площадки. Обычно это либо сервисы, которые не знают тонкостей индустрии («туристы»), либо сервисы, которые работают в ней, а значит, могут быть конкурентоспособными.
Многие зарубежные компании, предлагающие различные цифровые решения, ушли с российского рынка за последний год. Иностранные компании, будучи монополистами на рынке, обладали большими рекламными бюджетами, тем самым ограничивая возможности местных компаний. Однако сейчас на их месте стали появляться отечественные аналоги, которые могут быть и дешевле, и лучше.
Внедрение отечественных разработок в цифровой сфере происходит достаточно медленно. Причиной тому могут являться сложности в переходе технологий от научных институтов до практического использования.
Для снижения рисков в сфере сельского хозяйства необходимо тщательное планирование и объединение решений. Для того чтобы отечественные решения стали доступны потребителям, нужно достичь критической массы предложения и снижения цены. Первыми потребителями могут быть агрохолдинги, а их опыт переймут малые хозяйства. Развитие цифровых услуг для АПК позволит им стать доступными для всех.