Пищевики просят Минсельхоз запретить ритейлерам штрафы за недопоставку товара

«Коммерсантъ» сообщает, что в конце декабря в федеральный Минсельхоз поступило письмо от профессиональных объединений пищевой индустрии с просьбой законодательно запретить ритейлерам штрафовать поставщиков за недопоставку товара без подтверждения заказа с их стороны.

Авторы обращения, подписанного руководителями руководители «Руспродсоюза», «Русбренда», «Рыбного союза», Национальной мясной ассоциации, Союза производителей алкогольной продукции и другими отраслевыми организациями, ссылаются на сложности с упаковкой и ингредиентами в условиях международных санкций. Они отмечают, что в текущей ситуации ритейл не может прогнозировать спрос, но при этом может без предупреждения кратно увеличивать объемы заказов. 

Некоторые торговые сети рассматривают штрафы как источник дополнительного дохода и возможность обойти ограничения на сумму бонусов, взимаемых с поставщиков, утверждают подписанты. С их точки зрения такой подход губителен для производителей, потому что заказы ритейлеров не соотносятся с возможностями предприятий, и штрафы могут обернуться убытками.

С конца февраля 2022 года производители продуктов питания непрерывно оптимизируют ассортимент. Весной Минпромторг рекомендовал ритейлу ввести мораторий на штрафы, но в большинстве случаев поставщики до сих пор не ощутили каких-либо послаблений. Правда, некоторые игроки розничного рынка, позволили им подтверждать заказы: речь идет о сетях X5 Group и «Азбуке вкуса».

Представитель «Азбуки вкуса» сказал, что обязательное подтверждение заказа позволяет ритейлеру планировать загрузку складов и логистических служб, а поставщику — объемы поставок. Директор по взаимодействию с государственными органами X5 Group Станислав Богданов уточнил, что подтверждение заказов внесено в договоры как типовое условие. Таким образом, а отрасли происходит саморегулирование, считает он: в меняющихся и малопредсказуемых условиях необходим гибкий подход к поставщику, и это принципиальная позиция компании.

По мнению председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игоря Караваева, штрафы дисциплинируют поставщиков. Что же касается моратория на санкции, то их отмена в период пандемии COVID-19 снизила уровень сервиса поставщиков в крупных торговых сетях до 60%. Если министерство поддержит инициативу, ритейлеры не смогут гарантировать стабильное наличие нужных товаров на полках, а те случаи, когда поставщик не способен справиться с обязательствами, нужно рассматривать индивидуально, заявил эксперт. И такая практика уже есть.

Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов поддерживает идею саморегулирования продовольственного рынка: лучше позволить его участникам самостоятельно обсуждать спорные моменты — это стимул для совершенствования условий контрактов между поставщиками и ритейлерами. Он привел конкретный пример: в сегменте газированных напитков ассортимент восполнили без вмешательства регуляторов.

В то же время директор Института развития предпринимательства и экономики Наталья Назарова расценивает требование поставщиков о подтверждении заказов как вполне оправданное с учетом их ограниченных возможностей. Однако она считает законодательный запрет на штрафы явным перебором с государственным регулированием рынка, ограничивающим возможности адаптации сторон к сложившейся ситуации.

В Минпромторге России на запрос “Ъ” ответили, что пока письмо не получали, высказавшись в пользу развития взаимовыгодных отношений и создание справедливых условий работы поставщиков с сетями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Back to top button