Производитель Gallina Blanca не смог продать свой бизнес в России
Российские инвесторы могут заинтересоваться активом, но цена сделки будет символической
Российский рынок готовых блюд является зрелым, поэтому вряд ли можно ожидать роста или падения продаж
Испанская компания GBFoods (бренд Gallina Blanca) не смогла завершить сделку по продаже своего российского бизнеса структурам непальской Chaudhary Group (продает лапшу, сладости и сухарики WaiWai в Непале, Индии, Бангладеш, Сербии и Казахстане), сообщает газета “Коммерсантъ” со ссылкой на свои источники. По их словам, у сторон могли возникнуть проблемы с осуществлением платежей или покупатель мог испытывать трудности с привлечением средств для завершения сделки. Генеральный директор Europe Foods GB (российского филиала GBFoods) Елена Устинова сообщила журналистам, что компания по-прежнему работает в составе испанской группы.
В конце прошлого года стало известно, что Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство структуры CG Foods о приобретении 100% ЗАО “Европа Фудс ГБ”. GBFoods объяснила, что группа хочет сосредоточиться на росте в Европе и Африке. Предполагалось, что покупатель продолжит производство продукции Gallina Blanca в России и расширит ассортимент продукции Europe Foods GB за счет новых категорий. Ожидалось, что сделка будет закрыта в феврале 2022 года. В то время источники “Коммерсанта” оценивали его стоимость в 1-1,5 миллиарда рублей. Как отмечается в финансовом отчете Europe Foods GB за 2020 год, деятельность компании находилась под давлением из-за нестабильной экономической ситуации, а повышение стоимости импорта из-за колебаний валютных курсов могло привести к снижению рентабельности.
“Европа Фудс ГБ” управляет заводом по производству бульонных кубиков, специй и макаронных изделий в Нижегородской области с 1998 года. В 2021 году выручка компании выросла на 4% до 1,6 млрд руб. Более 88% пришлось на сегмент сублимированных продуктов, согласно заявлениям компании.
“Теоретически, активы могут быть интересны и российским инвесторам, поскольку бренд достаточно известен и хорошо раскручен, особенно в сегменте продуктов быстрого приготовления”. – Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка, сказал. Однако маловероятно, что на покупку российского бизнеса GBFoods найдется много претендентов, несмотря на возможную скидку на сделку, считают в “Агроинвесторе”.
Константин Корнеев, исполнительный директор Rincon Management, говорит, что в настоящее время на рынке агробизнеса и пищевой промышленности наблюдается активность в сфере слияний и поглощений, поэтому компания может представлять интерес для российских инвесторов. По его словам, готовая продукция имеет свою нишу, которую можно назвать достаточно стабильной. “В этом сегменте рынка трудно ожидать как снижения продаж, так и повышения спроса”, – сказал он. – сказал Корнеев в интервью “Агроинвесту”.
Активы GBFoods сейчас могут быть интересны только российским инвесторам из-за правительственных ограничений – потоки капитала заморожены, напоминает Иван Федяков, президент агентства INFOLine. “Ситуация сейчас сложная. Многие иностранные компании являются заложниками этой ситуации, поскольку не могут эффективно управлять или распоряжаться своим капиталом из-за действующих правил”. – Он добавляет. На данный момент именно покупатели диктуют условия на рынке из-за большого предложения, поэтому цена выпуска будет самой низкой – на уровне условного рубля. “В нынешней ситуации продать актив по рыночной цене не представляется возможным. Инвесторы могут заинтересоваться им, но не по реальной цене, а по символической”. – он верит.
Производственный актив может быть потенциально интересен российским инвесторам: выручка Europe Foods GB, по данным СБИС, с 2017 года стабильно составляет 1,5-1,6 млрд рублей в год, говорит Анна Буйлакова, аналитик ГК “Финам”. Однако, принимая во внимание инфляцию, можно предположить снижение спроса в физических категориях на продукцию бренда. По ее словам, предложение компании также недостаточно диверсифицировано по сравнению с конкурирующими брендами – Knorr (принадлежит Unilever) или Maggi (Nestle), которые, например, также производят бытовую химию (Unilever) и детское питание (Nestle). “Широкий ассортимент продукции дает конкурентам больше возможностей для торга с поставщиками ингредиентов и розничными торговцами и позволяет им компенсировать снижение потребления одного продукта за счет других продуктов”. – сказала Буйлакова в интервью “Агроинвесту”. Поэтому такой актив, вероятно, может заинтересовать предприятие, уже занимающееся производством продуктов питания и желающее расширить свое предложение.
До введения санкций против России рынок готовых блюд имел хорошие перспективы, поскольку россияне все реже готовят дома, продолжает эксперт. “Важно понимать, что это не только продукт для конечного потребителя, но и огромный рынок b2b, а сектор общественного питания в России активно растет в последние годы. В результате производители этой продукции получили хорошие дивиденды”. – сказал Федяков в интервью “Агроинвесту”. В настоящее время довольно сложно оценить перспективы этого сегмента: серьезная турбулентность сохранится в ближайшем будущем, и рынок продуктов быстрого приготовления будет в большей степени зависеть от геополитических факторов. Федяков считает, что его снижение более вероятно, чем рост.
“С одной стороны, на динамику спроса на такие продукты будет давить движение в сторону здорового питания, но потребление таких продуктов, скорее всего, будет поддерживаться удобством приготовления и, в некоторой степени, дешевизной по отношению к натуральным ингредиентам”. – считает Буйлакова.