Птицефабрикам уценили яйца

Участники рынка пожаловались в ФАС на давление на розницу

Производители яиц, недовольные низкими закупочными ценами на свою продукцию, обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить цены в этой категории. Участники рынка утверждают, что давление со стороны розничных сетей привело к тому, что отпускные цены на яйца упали до уровня производственных затрат, в то время как цена на полке остается неизменной. Сети уверяют, что они снижают стоимость продукции пропорционально поставщикам, в то время как эксперты указывают на высокую конкуренцию на рынке яиц и мало возможностей для долгосрочных переговоров о цене.

Генеральный директор Росптицесоюза Галина Бобылева попросила заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Тимофея Нижегородцева проверить цены на рынке столовых яиц вплоть до полки в торговых сетях. В распоряжении «Коммерсанта» имеется копия апелляции от 3 мая. В письме говорится, что в апреле этого года, несмотря на сезонное повышение спроса перед Пасхой, отпускные цены на яйца снизились, а в некоторых компаниях цены упали до уровня производственных затрат — примерно 40-45 рублей за десяток яиц. При этом стоимость продуктов на полках магазинов не изменилась, а маржа торговых сетей осталась на уровне 40%, говорится в письме.

По данным Росптицесоюза, птицефабрики, которые сотрудничают с торговыми сетями по тендерам и договорам поставки, были вынуждены снижать цены под давлением ритейлеров, опасаясь отказа от сотрудничества. По словам Галины Бобылевой, сети заставляют производителей продавать яйца по той цене, которую они сами установили во время тендера. Поставщики не могут отказаться от покупки яиц, потому что яйца — скоропортящийся продукт, и остановить их производство невозможно, пояснила она.

В письме Росптицесоюза говорится, что вопросы облегчения взаимодействия между производителями и ритейлерами уже обсуждались на встречах с Минпромторгом, в том числе снижение наценок торговыми сетями, но эти инициативы не были реализованы.

Профсоюз предупреждает, что снижение отпускных цен на яйца при высокой стоимости сырья может привести к банкротству птицефабрик и сокращению производства. В марте птицефабрики намеревались повысить цены на яйца в связи с ростом производственных затрат, но, по всей видимости, не смогли договориться с сетями (см. Ъ от 18 марта). Министерство промышленности и торговли и Министерство сельского хозяйства были недоступны для комментариев во вторник.

Федеральная антимонопольная служба подтвердила получение письма Росптицесоюза. Она отметила, что яйца являются социально значимым продуктом питания, на некоторые категории которого торговые сети добровольно снизили наценки до 10%. По данным пресс-службы ФАС, 6 мая X5 Group и «Магнит» сообщили, что маржа по некоторым категориям куриных яиц остается ниже 10%. Однако служба проверит информацию в письме.

По данным Росстата, производство яиц в январе-марте выросло на 3% до 9,11 млрд. штук по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средние потребительские цены на яйца в марте выросли на 9,32% до 88,9 рублей, а средние цены производителей за этот период выросли на 3,86% до 63,35 рублей за 10 штук, говорится в сообщении службы.

17 кг

яиц на человека в год, подсчитал Россельхозбанк.

Сергей Юшин, глава Национального союза мясопроизводителей, отмечает, что на рынке яиц существует жесткая конкуренция, а ограниченный срок хранения и непрерывный характер производственного процесса затрудняют ведение длительных переговоров о цене. Между тем, производственные затраты в этой отрасли росли в течение последних двух лет из-за повышения цен на корма, упаковку и логистику, опережая динамику среднегодовых цен, подчеркивает он.

Ассоциация предприятий розничной торговли (АКОРТ; в нее входят X5 Group, «Магнит», «Лента», «Ашан» и др.) сообщает, что средние закупочные цены на яйца в сетях, входящих в АКОРТ, составляют 70-80 рублей за десяток яиц. В некоторых случаях эти цифры могут быть ниже, в этом случае розничная цена снижается пропорционально. ACORT напомнил, что во многих категориях розничные сети уже снизили наценки в среднем до 8%, а по некоторым товарам — до 5%. Это касается некоторых видов овощей (свекла, морковь, капуста, картофель, лук), молочных продуктов (молоко, кефир, творог, масло), хлеба и булок, хранящихся непродолжительное время.

Дмитрий Леонов, заместитель председателя правления компании «Руспродсоюз», говорит, что торговые сети требуют снижения цен от поставщиков многих категорий товаров, используя в качестве инструмента давления, например, жалобы в Генпрокуратуру, но не снижают цены на полках магазинов. По его словам, это просто недопустимо, поскольку именно поставщики несут наибольшие потери из-за нехватки наличности. Однако АКОРТ отмечает, что многие торговые сети уже идут на уступки производителям, включая отмену штрафов за дефицит и ускоренную корректировку цен в случае необходимости. Столкнувшись со «сложной ситуацией в торговле», крайне важно найти решения, учитывающие интересы всех участников рынка, утверждают они.

Алексей Полухин

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Back to top button