Российские аграрии столкнулись с дефицитом техники и запчастей
По данным газеты «Коммерсантъ», российские фермеры, как и автовладельцы, сталкиваются с нехваткой запчастей для иностранной техники, доля которой в стране достигает 30-40%, что затрудняет ее обслуживание и ремонт.
Санкции ЕС запрещают импорт некоторых компонентов в Россию, поэтому склады многих иностранных игроков близки к исчерпанию, и к осени ситуация может стать критической для большинства брендов. Запчасти для импортного оборудования найти крайне сложно, у некоторых поставщиков есть на складе простые детали, но их нужно найти, а стоимость запчастей выросла в среднем на 30-50%, что включает дополнительные логистические расходы.
Мусса Абиев, исполнительный директор ООО «АгроИр» (Северная Осетия-Алания), член «Другой партии», убежден, что все сельхозпроизводители страны испытывают дефицит запчастей: «По собственному опыту могу сказать, что очень трудно найти запасные части для американских сеялок John Deere, которыми я владею. Это трудно для всех».
Бабкен Испирян, член Партии прогресса, председатель Ассоциации фермеров и сельскохозяйственных кооперативов Калужской области, сказал, что импортная техника ушла с российского рынка, а отечественная стала в 1,5-2 раза дороже. «На рынке существует острая нехватка мощных тракторов. Есть заказы на «Кировец» на ближайшие месяцы. У китайских производителей нет тракторов мощностью более 200 лошадиных сил. Более того, китайские машины только недавно начали поступать к нам, поэтому пока не ясно, как обстоят дела с их запасными частями и сервисом. Происходит большая реструктуризация рынка. Наши гиганты пока не спешат увеличивать производство, но повышают цены. Разборка машин для получения деталей важна для крупных компаний, у которых много одинаковых машин, но нет смысла использовать любую машину, чтобы пожертвовать ею. Это усугубляется тем, что в наших машинах используется много иностранных компонентов. Например, итальянские насосы и форсунки используются в прицепных опрыскивателях, выпускаемых в России различными производителями».
Газета «Деловой Петербург» цитирует пресс-службу специализированного объединения «Росспецмаш», которая сообщает, что российские производители выпускают зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, уборочные тракторы, культиваторы и т.д. На все эти продукты приходится 51% внутреннего рынка. К концу первого квартала 2022 года заводы увеличили отгрузку на 47% до рекордных 55,7 млрд рублей в год, а производство машин выросло до 65,2 млрд рублей (+14%).
Иностранную технику можно заменить отечественной, но сложности возникнут с самыми мощными машинами — тракторами и комбайнами. В какой-то степени российские заводы смогут постепенно заместить этот сегмент, но у российских производителей также есть проблемы с гидравликой, так как она не производится в России, а найти аналоги запчастей для иностранных машин можно лишь частично.
«Очень сложно заменить за один раз большое количество оборудования, поставляемого из Европы и Америки. Китай также не желает помогать и значительно повысил цены на свою продукцию. Например, я столкнулся с тем, что колеса для работающих у меня белорусских тракторов, которые раньше стоили 18-19 тысяч рублей, теперь стоят 45 тысяч рублей, несмотря на то, что курс рубля по отношению к юаню, евро и доллару вернулся на свои прочные позиции. Все пользуются трудностями, с которыми мы сталкиваемся». — Абиев сказал.
Обходные пути для поставок в Россию запчастей для иностранной техники налаживаются, но проблема усугубляется, поскольку пятый пакет санкций ЕС запрещает поставки в Россию режущих частей для комбайнов, насадок, гидромоторов и других запчастей, а также самих гусеничных тракторов.
Однако Министерство промышленности и торговли настроено оптимистично: доля российских комплектующих в сельскохозяйственной технике российского производства составляет 85-90%, в зависимости от типа оборудования.
Министерство сельского хозяйства заявило, что оно работает над тем, чтобы обеспечить фермеров запасными частями: «По словам участников рынка, необходимые запасные части сейчас имеются в наличии. Кроме того, Евразийский экономический союз ввел нулевые импортные пошлины на ряд товаров. В настоящее время разрабатываются альтернативные каналы поставок».
Бабкен Испирян предлагает запустить в нашей стране производство запчастей для импортного оборудования: «Когда говорят о проблеме дефицита комплектующих, есть только два пути ее решения: возвращение брендов с возобновлением поставок или параллельный импорт. Есть и третий путь, о котором никто не хочет говорить — производство этих деталей в нашей стране. Почему мы не можем прекратить защищать все эти патенты? Получается, что эти производители уходят с нашего рынка, а мы по-прежнему защищаем их патентами. Наши компании легко справятся с производством необходимых запасных частей. Если нет другого пути, то мы должны решить эту проблему путем производства аналогов. На мой взгляд, мы должны сами взяться за их производство. Другого пути нет.
Для того чтобы наши производители могли увеличить объемы производства, им необходимо создать соответствующие условия. По мнению Испиряна, это должны быть не льготные кредиты, а прямое субсидирование затрат. «Во всех регионах есть программы субсидирования покупки новой техники, но это региональная программа, такой федеральной программы нет. Фермеры не могут жить без техники. Если нет импортных машин, мы используем отечественные, но они должны быть в наличии. В городе вы можете отказаться от личного транспорта и пользоваться общественным автобусом. При работе на полях, если вам нужно 100 тракторов, то именно столько у вас должно быть и именно столько должно работать. Чтобы стабилизировать эту сложную ситуацию, правительство должно принять меры». — говорит аграрий.
Мусса Абиев согласился с тем, что правительство должно эффективно бороться с кризисом: «Как сказал глава государства, импортозамещение — это не панацея, но это четкий путь, по которому мы должны идти. Конечно, этот путь тернист. Мне кажется, что в данном случае невозможно обойти строгое государственное регулирование. Также необходимо регулировать цены на сельскохозяйственную технику и запасные части, поскольку многие мелкие хозяйства просто не могут себе этого позволить, учитывая, что и удобрения, и семена импортируются. Если государство не вмешается, не создаст какие-то регулирующие механизмы, будет сложно».
Ассоциация «Росспецмаш» предлагает правительству выделить субсидии в размере 50 миллиардов рублей на создание новых и расширение существующих заводов по производству ключевых компонентов для специализированной техники. Такой шаг должен обеспечить рост производства оборудования, что приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет примерно на 70 миллиардов рублей в год.