Сейчас читают
Самые уязвимые — папоротники, наиболее устойчивые — мхи: географы МГУ изучили влияние керосина на растительность

Самые уязвимые — папоротники, наиболее устойчивые — мхи: географы МГУ изучили влияние керосина на растительность

Ученые географического факультета МГУ изучили реакцию растительности в разных природных зонах на внесение керосина в почвы. Работы прошли в южной тайге Дальнего Востока (Амурская область), продолжаются в Европейской части России (Калужская область) и полупустынях Казахстана. 

Мы установили, что для южной тайги Дальнего Востока пороговый уровень загрязнения, приводящий через 1 год после внесения керосина к существенным изменениям в структуре различных растительных сообществ, находится в интервале между 5 и 25 г керосина на килограмм почвы. При этом лесные сообщества значительно уязвимее к воздействию керосина по сравнению с лугами и болотами в долинах рек, — рассказала руководитель работ, заведующий лабораторией экологической безопасности географического факультета МГУ Татьяна Королёва.

По скорости восстановления после загрязнения исследованные участки образуют следующий ряд: сырой луг > низинное болото > лиственный лес > смешанный лес. Выявлено, что сравнительно высокой устойчивостью к воздействию керосина обладают кустарнички, а низкой – папоротники. Это позволяет использовать папоротники в качестве биоиндикаторов загрязнения керосином.

Также специалисты географического факультета МГУ выявили высокую устойчивость мхов к воздействию керосина и успешное восстановление мохово-лишайникового покрова спустя 1 год даже при сильном загрязнении.

Полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы для оценки рисков загрязнения при строительстве объектов топливно-энергетического комплекса и транспортных систем. А также для оценки экологического ущерба при авариях, в процессе которых происходит разлив нефтепродуктов, — отметила Татьяна Королёва.

Напомним, что в последнее время такие аварии в России регистрируются ежегодно. К примеру, крупная утечка дизельного топлива произошла в Норильске в мае 2020 г., утечка более 44 тонн керосина — на Таймыре в июле 2020 г. В августе 2021 г. в Забайкальском крае произошла железнодорожная авария цистерн с керосином.  

В настоящее время географы МГУ продолжают определять уровни и механизмы устойчивости экосистем к воздействию керосина. Осенью 2021 года ученые исследуют реакцию растительности южной тайги Европейской части России, а летом 2022 года — в полупустынях Казахстана.

Работы проводятся в рамках второго года реализации проекта РФФИ №19-29-05206 «Факторы и механизмы формирования адаптационной емкости почвенных экосистем гумидных и аридных ландшафтов к загрязнению керосиновыми топливами». Полные материалы исследования опубликованы в журнале Science of the Total Environment (Elsevier BV, Нидерланды) в номере 772.

Интересна тема? Подпишитесь на персональные новости в Я.ДЗЕН | Pulse.Mail.ru | Я.Новости | Google.Новости.

Источник

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

© 2021 АГРОНОВОСТИ.РФ