В России подвели промежуточные итоги эксперимента по маркировке икры

26 сентября состоялось заседание Общественного совета при Росрыболовстве, посвященное эксперименту по маркировке икры, который проводится в России с 15 апреля 2023 года. В мероприятии приняли участие представители компаний-производителей, органов власти, Минпромторга, Росрыболовства.

Экспериментальный этап внедрения маркировки «Честный Знак» показал, что в целом российские производители готовы к началу проекта. Однако при этом не все игроки заинтересованы в обелении рынка и конкуренции на условиях открытости и прозрачности — именно такова стратегическая цель нанесения кодов маркировки на товары разных групп. Так считает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции Сергей Лисовский.

Он привел данные, касающиеся внедрения маркировки на рынке питьевой и минеральной воды: «Мы начинали этот проект около пяти лет назад, и за это время маркировка определенно подтвердила эффективность и необходимость, — отметил Сергей Лисовский. — Так, на Кавказе около двух третей всего объема выпускаемой воды до введения маркировки подпадало под категорию контрафакта. Это не значит, что продукция была опасной для здоровья, но из-за неуплаты налогов в итоге страдали добросовестные производители».

Сергей Лисовский подчеркнул, что ситуация на рынке производства красной и черной икры требует нормализации, а инструментом для этого станет совмещение базы Россельхознадзора с «Честным знаком»: «Тогда будет видно: добыли по документам официально одну тонну икры, а продали три. Откуда появилось остальное? Многие сейчас против введения маркировки именно из-за этого. Вот этого как раз браконьеры и будут бояться».

При этом, по мнению депутата, на стоимость икры введение маркировки практически не повлияет: «Согласно заключению НИИ Министерства финансов, маркировка в вашей отрасли даст не больше 1 рубля на упаковку. Ни производитель, ни потребитель ничего от этого не потеряют, но таким борьба с контрафактом и браконьерством станет значительно более продуктивной»

Депутат добавил, что считать государственные информационные системы «Меркурий», которая уже работает в этой отрасли, и «Честный знак» взаимозаменяемыми, а также возлагать на систему «Меркурий» задачи по борьбе с браконьерством и контрафактом — некорректно. «Это не входило в задачи, которые ставили перед «Меркурием», потому что «Меркурий» — это система Министерства сельского хозяйства, которая отвечает за сырье, а конечный продукт у нас другие службы контролируют. «Честный знак» как раз дает контроль конкретной продажи на прилавке, причем каждой упаковки. Именно соединяя «Меркурий» с «Честным знаком», мы с вами получаем сырье и получаем сколько продано. <> И уж тогда, действительно, никакой браконьерской икры, я уверен, на наших полках с вами не будет», — добавил депутат.

Точку зрения Сергея Лисовского поддержал директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромпорга Владислав Валерьевич Заславский.

Система маркировки товаров в Российской Федерации была запущена в 2016 году и в настоящее время охватывает уже 16 товарных групп. «Маркировка товаров позволяет идентифицировать каждую единицу продукции, что обеспечивает прозрачность и контроль в обороте товаров. Это позволяет бороться с контрафактной продукцией и обеспечивает защиту прав потребителей, — считает Владислав Заславский. — В свете массового внедрения новых технологий и цифровизации она позволяет автоматизировать процессы и повысить эффективность управления товарным оборотом».

Владислав Заславский заявил, что все цели эксперимента по маркировке икры достигнуты. Найдены все технологические решения и апробированы на предприятиях. «Выросло и количество участников: сейчас 36 производителей, кроме производителей 14 розничных сетей участвует в эксперименте. Более 4 тысяч участников розничной торговли входят в эксперимент, а всего в эксперименте участвует более 4,5 тысяч участников оборота икры», — сказал в ходе доклада эксперт. Представитель Минпромторга добавил, что уже заказано более 19 тысяч кодов маркировки и промаркировано почти 1 500 единиц продукции.

«Важно отметить, что участие производителей в процессе маркировки товаров представляет собой не только возможность протестировать технические бизнес-процессы, но и активно влиять на формирование будущих правил игры, связанных с введением обязательной маркировки», — полчеркнул Владислав Заславский и призвал участников рынка оборота икры активнее подключаться к этой важной работе уже на тестовом этапе.

Он добавил, что участие в эксперименте — это не только возможность протестировать бизнес-процессы по маркировке, но и принять участие в формировании «правил игры» обязательной маркировки. Игнорируя эксперимент, производители остаются в информационном вакууме, считает Заславский. «Эксперимент, первое, добровольное, а второе – бесплатный, еще и оборудование предоставляется бесплатно. Вопрос только в доброй воле», — добавил он.

В заключение своего доклада Директор департамента подтвердил, что ведется разработка акта, согласно которому обязательную маркировку красной и черной икры планируют начать 1 апреля 2024 года. «В соответствии с поручением Президента и Правительства мы, я имею ввиду Минпромторг совместно с коллегами из заинтересованных федеральных органов власти, действительно ведем подготовку к внедрению обязательной маркировки икры, которая может начаться с апреля, если такое решение примет Правительство», — сказал Владислав Заславский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Back to top button