В России запустят образовательный эксперимент по открытию ветеринарной интернатуры

С сентября 2024 года в стране стартует образовательный эксперимент по созданию интернатуры для ветеринарных врачей. Постановление о запуске ветеринарной интернатуры подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Образовательный эксперимент пройдет на базе двух вузов: Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина и Донского государственного технического университета (ДГТУ). Для отрасли это долгожданное событие. По мнению опрошенных «Ветеринарией и жизнью» экспертов, специалисты высокой квалификации в ветеринарии – это ценный человеческий капитал, который будет не только оберегать здоровье животных и людей, но и двигать вперед экономику страны.
Эксперимент позапуску ветеринарной интернатуры пройдет с1сентября 2024 по 31августа 2030года. Интернатура вроссийском ветеринарном образовании вводится впервые. Сейчас такая форма обучения действует только вмедицине, ипредставители ветеринарной отрасли много лет добивались, чтобы подготовка специалистов высокого уровня велась и всфере лечения животных. Суть интернатуры втом, что выпускник свысшим ветеринарным образованием после специалитета проходит подготовку поузкому профилю. Например, изучает только патологии лошадей иполучает диплом ветеринарного врача– специалиста поболезням лошадей.
Срок обучения винтернатуре составит 2года. «Образовательный процесс будет строиться по знакомому всем блочному принципу: это учебные дисциплины, практика и итоговая аттестация. Однако отличительной особенностью наших программ ветеринарной интернатуры станет то, что на практику придется более половины всего объема программы»,– рассказал «ВиЖ» Сергей Позябин, ректор Московской ветеринарной академии. По его мнению, такой эксперимент– это знаковое событие для отечественной ветеринарии, которое станет толчком для ее дальнейшего развития. «Проект интернатуры– новые возможности иновые задачи для ветеринарного образования, решение которых позволит обеспечить преемственность и суверенитет системы подготовки высококвалифицированных кадров»,– считает ректор.
Этот образовательный эксперимент важен для экономики страны, отметил вбеседе с«ВиЖ» декан факультета биоинженерии и ветеринарной медицины ДГТУпрофессор Алексей Ермаков. «Появление вветеринарии специалистов высшей квалификации нового уровня будет впервую очередь влиять наразвитие экономики Российской Федерации через вклад вчеловеческий капитал. Именно эти люди будут не только оберегать здоровье животных и человека, но и двигать вперед экономику. Именно эти специалисты должны стоять в критических точках не только сельского хозяйства, но и ветеринарии вообще, ведь ветеринария гораздо шире, чем сельское хозяйство, и вкритических точках ветврачи-специалисты должны предотвращать ущерб народному хозяйству»,– поделился мнением Алексей Ермаков. Профессор напомнил обубытках, которые наносят отечественному АПК болезни животных. За2022год только африканская чума свиней и высокопатогенный грипп птиц причинили российскому животноводству ущерб в 3 млрд рублей.
По мнению Алексея Ермакова, интернатура– это смычка академических знаний ипрактических навыков. «Мы полагаем, что 50% времени интерны должны проводить ввузе, а50%– нареально работающих предприятиях. Интерн должен постоянно перемещаться между двумя сущностями– академической ипроизводственной»,– говорит собеседник «ВиЖ».
Кроме того, профессор Ермаков считает, что интернам будет полезно совмещать учебу иработу, чтобы быстрее адаптироваться ккорпоративной культуре предприятий. Авыпускная квалификационная работа должна быть не для галочки, а иметь практическое применение. «Поэтому в ДГТУ мы решили, что в виде выпускной квалификационной работы каждый интерн должен будет предложить наобсуждение профессионалам новый лечебно-диагностический протокол»,– рассказал Алексей Ермаков.
В Минобрнауки России разработали перечень специальностей для ветеринарной интернатуры. Этот список включает 33 специальности: 10– пообщеклинической ветеринарии, 5– поболезням сельхозживотных, 10– повнутренним болезням животных и 8– по ветеринарной хирургии.
Так, по специальности «общеклиническая ветеринария» планируется внедрение следующих образовательных программ:
–ветеринарная фармация;
–ветеринарная патология;
–судебная ветеринария;
–лабораторная диагностика;
–визуальная диагностика;
–эпизоотология;
–зоологическая медицина;
–управление ветеринарией;
–ветеринарная биоинженерия;
–ветеринарная биотехнология.
По специальности «болезни сельскохозяйственных животных» интерны могут выбрать образовательные программы попатологиям жвачных, свиней, лошадей, птиц или рыб. «Время эксперимента покажет, на какие специальности будет высокий конкурс, на какие– низкий. Тем не менее мы считаем, что эти специальности закрывают практически все поля обширной деятельности ветеринарного врача– отлабораторной диагностики доклинической работы»,– говорит профессор Ермаков. Он отмечает, что подготовка интерна невозможна без участия ветклиник, агрохолдингов и ветеринарных лабораторий. «Одно издостоинств интернатуры втом, что образовательные учреждения будут сотрудничать среально работающими клиниками илабораториями, ивозникнет синергетический эффект, когда вузы будут усиливать практику своими компетенциями, апрактика будет давать вузу свои компетенции. Это очень важно, потому что в настоящее время вузы существуют как бы в одном мире, а практика– вдругом»,– прокомментировал декан.
Сергей Позябин рассказывает, что ветакадемия планирует направлять интернов вовремя обучения «насамые передовые базы практики, это касается как ветеринарных лечебных учреждений мегаполиса, так исамых современных предприятий АПК». Кроме того, по ряду программ планируется привлечение представителей изструктур Россельхознадзора игосударственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации, ветеринарной биофармацевтической индустрии, зоопарков иорганов государственной власти. По словам ректора, специалисты-практики станут наставниками интернов вместе спреподавателями кафедр академии. «Покаждой изспециализаций мы будем привлекать специалистов не только к работе в рамках практики, но и к чтению проблемных лекций»,– добавил Сергей Позябин.