Вездеход Витязь ДТ-30

История создания
Снегоход «Ишимбай Витязь» берет свое начало в далеком прошлом, когда войска Второго Белорусского фронта, находясь на подступах к Берлину, переправлялись через реку Одер. К концу Второй мировой войны союзник СССР, США, имел плавающие бронетранспортеры, а советские переправлялись через водные преграды дедовскими методами, используя простые палатки-чехлы, набитые опилками, понтоны, бревна и доски. Среди солдат, переправившихся через Одер у Франкфурта, был молодой солдат Константин Осколков. Он помнил, как солдаты, погруженные по грудь в воду, несли на спине все свое оружие, пулеметы, минометы и ящики со снарядами.
Неизвестно, сколько солдат погибло при переправе через реку. Спустя годы Константин Осколков, окончив политехнический институт по специальности «Автомобильный дизайн», приступил к созданию тяжелого внедорожника для перевозки ракетных установок, как того и хотел товарищ Сталин. За рубежом о машине впервые заговорили 16 июня 1971 года, когда в специальном докладе директору ЦРУ сообщили, что Советский Союз испытал тяжелый вездеход, способный преодолевать суровые районы тундры, снежные пустыни Крайнего Севера и Антарктиды.
Гусеничный вездеход «Витязь» должен был производиться для Министерства обороны СССР. В городе Ишимбай, который находится в Башкирии, за четыре года был построен завод по производству этой машины. Но в 1981 году, когда были выпущены первые машины, оборонная промышленность отказалась от «Витязя», поскольку в те годы акцент был сделан на танки.
Доказав отсутствие спроса на военные цели, плавающие вездеходы нашли широкое применение в народном хозяйстве. 1986 год стал решающим для производителей гусеничных машин. Тогдашний Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев объявил миру о сокращении производства вооружений в СССР. Невероятными усилиями завод, выпускавший двухместные спортивные вездеходы, удалось отстоять, но его производство было значительно сокращено.
Интересные факты о вездеходе Витязь (15 фото)
Интересные факты о внедорожнике Витязь расскажут вам много нового об этом автомобиле. Внедорожник «Витязь» — один из самых сильных и мощных внедорожников. Она легко проходит через песок, лес, болото, снег и воду. В экстремальных условиях он может перевозить 30-35 тонн груза. Очевидно, что такое транспортное средство выгодно для страны в целом. 15 интересных фактов о внедорожнике Витязь :
- Климатическая устойчивость внедорожника превзошла все ожидания. Витязь ДТ-30 предназначен для работы в суровых климатических условиях. Его используют на Крайнем Севере и в Сибири. Выдерживая температуры от -50 до +40, DT-30 сочетает в себе грузоподъемность и вместительность.
- Польза внедорожников для страны очевидна уже 30 лет. Более сотни вездеходов «Витязь» используются в России для перевозки таких грузов, как блоки, краны и цистерны. Они служат в качестве спасательных команд в экстремальных условиях. Когда случается катастрофа и нет дорог, «Витязь» приходит на помощь. Он способен быстро добраться до места катастрофы, вывести людей и доставить гуманитарную помощь. 2
- Витязь ДТ-30 — гусеничная двухрядная машина . Его звенья имеют особенность складываться в двух плоскостях. Для этого предусмотрена поворотная сцепка. Благодаря такой конструкции квадроцикл совершает более плавные движения и обладает хорошей маневренностью.
- Дизайн интерьера удобен для работников. Вездеход ДТ-30 «Витязь» состоит из двух цельных камер. Спереди есть зона для экипажа, и он рассчитан на четырех-семь пассажиров. Зона для людей хорошо вентилируется и отапливается. Вторая зона предназначена для грузов.
- В Витязь ДТ-10 детали соединяются друг с другом с помощью вращающегося устройства. DT-10P обязательно имеет пропеллер и водомет. Это позволяет ему развивать в воде скорость до 15 метров в секунду.
- Вездеход способен преодолевать внушительные препятствия. Он способен преодолеть ров шириной 4-5 метров и вертикальную стену высотой 1,5 метра. 6
- Вездеход «Витязь» делится на несколько классов. К этим классам относятся DT-30, DT-10, DT-10P, DT-30P. В классах с буквой «P» предусмотрено плавающее устройство.
- Создатель автомобиля — ветеран войны. Эти вездеходы начали выпускаться в 1980-х годах. «Витязь» был разработан ветераном войны Константином Осколковым. На Ишимбайском заводе.
- Аппараты DT-10 и DT-30 являются незаменимыми атрибутами в полярных широтах. Они с легкостью преодолевают снег и мороз. «Витязь» — это большая помощь полярникам, газовикам и нефтяникам. Благодаря широкой колее нагрузка распределяется равномерно, обеспечивая быстрое движение независимо от дорожных условий.
- Трасса для квадроциклов имеет уникальный дизайн. Гусеница квадроцикла сделана из конвейерной ленты шириной более одного метра. Благодаря широкой колесной базе квадроцикл может мягко передвигаться по местности. Хотя машина имеет огромную массу, следы на земле после нее не глубокие.
- Визитной карточкой вездехода «Витязь» является его высокая скорость. Он может развивать скорость до 37 километров в час и имеет грузоподъемность от 10 до 30 тонн. Кроме того, благодаря дополнительной платформе для груза, его вес может быть еще больше.
- Он оборудован таким образом, чтобы им можно было быстро маневрировать. Спасатели используют вездеход «Витязь» в чрезвычайных ситуациях. Его можно использовать для эвакуации большого количества людей во время наводнений, землетрясений или цунами. Эвакуация таким способом менее затратна и требует меньше времени, чем, например, с помощью вертолета. 12
- Недавно на вездеходе «Витязь» был установлен специальный манипулятор. С его помощью машина способна поднимать грузы с морского дна или опускать их туда. Такая возможность есть только у некоторых вездеходов.
- Вездеходы экономят деньги страны. Россия много потеряла в прошлом веке, потому что у нее не было транспортных средств для переправы через снега и болота. Такие машины также были необходимы для укрепления границы на севере и востоке. И для развития вооружений. Была задача разработать необходимое оборудование. Вездеходы «Витязь», были одними из первых в России.
- ОАО «МК «Витязь» — занимает лидирующие позиции в мире. Как уже упоминалось выше, производство внедорожников началось в 1980-х годах, если быть точным, в 1982 году. К 1987 году была выпущена серия машин. Этот завод является мировым лидером в производстве внедорожников для экстремальных условий.
Трансмиссия и ходовое оборудование
Гусеничные машины DT оснащены гидромеханической трансмиссией с дополнительным трансформатором для более плавной передачи крутящего момента. Между коробкой передач и дифференциалом установлен блокирующий механизм для оптимальной тяги на снегу, болоте и других сложных участках.
Ходовая часть состоит из гусениц, установленных на шасси. Они дополнительно оснащены стальными поперечинами. Это призвано снизить давление на грунт и тем самым улучшить проходимость. Эти поперечины также обладают отличной функцией самоочистки и защищают корпус от обледенения, которое происходит на ходовой части.
Главные ролики имеют независимую подвеску. Рабочим элементом является твистер со специальным пористым наполнителем. Это позволяет внедорожнику двигаться более плавно, не повреждая крепления.
Колеса покрыты полиуретаном, чтобы минимизировать ударные нагрузки, испытываемые шасси при преодолении препятствий. Это значительно увеличивает будущую долговечность внедорожника.
Первые трудности в производстве
За рубежом о машине впервые заговорили 16 июня 1971 года, когда специальная депеша сообщила директору ЦРУ, что в Советском Союзе прошли испытания тяжелого транспортера-богмана, способного преодолевать труднопроходимые тундровые районы, снежные пустыни Крайнего Севера и Антарктиды.
Таким образом, советское государство доказало Соединенным Штатам, что оно способно защитить все самые отдаленные рубежи. Дальнейшая судьба производства в нашей стране уникального вездехода была связана с большими трудностями.
Если вы посмотрите видеоролик о вездеходе «Витязь» (чтобы посмотреть видео, дочитайте статью до конца), то сразу придете к выводу, что аналогов этой мощной гусеничной машины, или, как ее называют в народе, «гигантской змеи», нет во всем мире.
Двухсекционный вездеход «Витязь» в нашем 21 веке пытаются воссоздать корейцы, финны и представители других стран. Но пока им это не удалось, потому что наш отечественный вездеход имеет грузоподъемность 30 тонн и способен преодолевать вертикальные препятствия высотой полтора метра.
Это было слишком совершенно секретно, и секрет марсохода, его технические характеристики не известны никому, кроме его конструкторов.
Гусеничный вездеход «Витязь» планировался к производству для Министерства обороны СССР. В Ишимбае, что в Башкирии, был построен завод, который будет производить автомобиль в течение четырех лет. Но в 1981 году, когда были выпущены первые машины, оборонная промышленность отказалась от «Витязя», поскольку основной упор в те годы делался на танки.
Если посмотреть на вездеход «Витязь», ни у кого не возникнет сомнений, что это незаменимая машина для освоения новых территорий на крайнем севере, в непроходимых лесах и болотах тайги, в степях Казахстана и на бескрайних снежных полях Антарктиды, где не пройдут обычные трактора.
После того, как стало ясно, что в военных целях нет необходимости, плавающие внедорожники начали широко использоваться в народном хозяйстве. 1986 год стал решающим для производителей гусеничных машин. Тогдашний Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза Михаил Горбачев объявил всему миру о сокращении производства вооружений в СССР.
Невероятными усилиями завод, выпускавший двухстоечные внедорожники, удалось отстоять, но его производство было значительно сокращено.
ДТ-30 «Витязь» — двухзвенный вездеход на гусеничном ходу: описание, технические характеристики и отзывы
Экстремальные природные условия часто ставят под сомнение технические характеристики многих внедорожников. Существуют такие препятствия, что даже специализированное оборудование не всегда выполнимо, а о стандартных автомобилях не может быть и речи. Однако все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. ДТ-30 «Витязь» — уникальная разработка отечественных инженеров. Ему не страшны никакие стихии и нет непреодолимых препятствий. Улучшенная версия с приставкой «P» также может плавать. Большинство моделей гусеничных транспортеров легко преодолевают небольшие водоемы, неровную местность в лесу, а также песок и снег.
Вездеход ДТ-30 «Витязь» предназначен для суровых условий Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Температура окружающей среды практически не имеет значения. На самом деле, не имеет значения, 50 градусов ниже нуля или 40 градусов выше нуля.
Особенности
Помимо спасательных операций, ДТ-30 «Витязь» используется для доставки различных видов оборудования и спецтехники, например, пожарного оборудования, кранов, экскаваторов и других машин, к которым достаточно сложно добраться самостоятельно. Эти машины широко используются в военных целях различными службами. Все это благодаря высокой ходовой способности. Они способны преодолевать широкие овраги и канавы шириной до четырех метров, а также взбираться на холмы и склоны высотой до полутора метров.
Конструкция имеет ряд особенностей, которые отличают ДТ-30 «Витязь» от других внедорожников. Звенья могут складываться в двух плоскостях, и этим процессом можно управлять непосредственно из кабины водителя. Для обеспечения свободного перемещения этих звеньев относительно друг друга было установлено специальное вращающееся сцепное устройство с двумя гидравлическими цилиндрами для управления. Они могут значительно улучшить маневренность машины, а также выступают в качестве амортизаторов, обеспечивая более плавный ход.
Стоимость
Минимальная цена нового внедорожника «Витязь» в кузове ДТ-30 начинается от 6 миллионов рублей. Максимальная стоимость зависит от типа конфигурации, а также от дополнительного оборудования, установленного на заводе. Подержанные машины можно купить в среднем за 2,5-4 миллиона рублей. Однако даже подержанные версии полностью оправдывают свою стоимость, благодаря своим эксплуатационным характеристикам.
Болотоход «Витязь» — российский вездеход, предназначенный для эксплуатации в условиях тайги и крайнего севера. Это сделало такие автомобили популярными среди крупных нефтегазовых компаний.
Предназначение
Глядя на внедорожник «Витязь», ни у кого не возникнет сомнений, что это незаменимая машина для освоения новых внедорожных территорий на Крайнем Севере, в непроходимых лесах Сибири и болотах тайги, в степях Казахстана и на бескрайних снежных полях Антарктиды, где не пройдут обычные трактора.
В 1995 году, во время боевых действий в Чечне, при наличии грязных дорог, по которым не могла проехать военная и вспомогательная техника, МТЛБ «Витязь» был срочно доставлен по воздуху из Ленинградского военного округа для подвоза боеприпасов.
Гусеничный вездеход «Витязь», он же автомобиль-амфибия, он же болотный багги, был использован для преодоления ужасных последствий цунами 2004 года в Южном полушарии и обеспечения спасателей, врачей, медикаментов, чистой питьевой воды и предметов первой необходимости для жителей пострадавшего региона.
Дизайн и конструкция
Вездеходы семейства «Витязь» отличаются оригинальной конструкцией, которая состоит из двух агрегатов, соединенных прицепным цельнометаллическим механизмом. Первая часть предназначена для экипажа и оснащена автономной системой отопления и вентиляции, имеет кабину водителя и пассажирский отсек для семи человек, включая водителя. Сразу за кабиной пилота находится моторный отсек с трансмиссией. Другая часть, соединенная специальной поворотной муфтой, представляет собой грузовую платформу, покрытую брезентом.
Седельно-сцепное устройство оснащено двумя гидравлическими цилиндрами, с помощью которых водитель может управлять складыванием звеньев в двух плоскостях — горизонтальной и вертикальной. Благодаря такой конструкции внедорожники «Витязь» обладают невероятной проходимостью и могут преодолевать препятствия высотой до 1,5 метров и шириной до 4 метров.
В зависимости от модификаций, внедорожники «Витязь» оснащаются различными дизельными двигателями с турбонаддувом, такими как В46-5СУ, ЯМЗ-8401.10, а также двигателями американской компании Cummins Inc, совместно с английской 6-ступенчатой автоматической коробкой передач Allison.
Коробка передач «Витязь» — это гидравлический 4-ступенчатый полуавтомат или 6-ступенчатый автомат в зависимости от двигателя. Торможение обеспечивается ленточными тормозами с пневматическим приводом плавающего типа, а также механическим цилиндром управления тормозами передней навески.
Вездеход «Витязь» движется по 4 широким резинотканевым гусеницам с металлическими канавками. Эти гусеницы обеспечивают высокую боковую подвижность, а также низкое давление на грунт, что гарантирует экологическую безопасность с точки зрения воздействия на почвенный покров без помех и повреждений. Мягкость хода вездехода была достигнута благодаря независимой торсионной подвеске оригинальных опорных катков с губчатым наполнителем, ведущим колесам с полиуретановым покрытием и резиновым элементам шасси.
Витязь ДТ-30: мощная техника для эксплуатации в экстремальных условиях
Внедорожник с модификацией ДТ-30 «Витязь» — это уникальный внедорожник, предназначенный для бездорожья и суровых климатических условий (при температуре от +40 до -50°C).
Конструкция модельного ряда двухпролетных гусеничных вездеходов DT-30 позволяет машине преодолевать любые препятствия, работать на грунтах с низкой несущей способностью в лесных массивах, болотах, снежной местности, преодолевать водные преграды в самых сложных дорожных условиях. Этот мощный и быстроходный магистральный тягач способен эффективно выполнять свои задачи в суровых климатических зонах Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, а также в арктических и антарктических регионах Земли.
Производство, ремонт, обслуживание гусеничной вездеходной техники и их запчастей
Вездеход Витязь ДТ-30 — это гусеничный скоростной двухполосный вездеход. Конструкция автомобиля имеет ряд особенностей, которые отличают ДТ-30 «Витязь» от других внедорожников. Звенья могут складываться в двух плоскостях, и этим процессом можно управлять непосредственно из кабины водителя. Для обеспечения свободного перемещения этих звеньев относительно друг друга было установлено специальное вращающееся сцепное устройство с двумя гидравлическими цилиндрами для управления. Они могут значительно улучшить маневренность машины, а также выступают в качестве амортизирующих элементов, обеспечивая более плавный ход.
Технические характеристики ДТ-30 Витязь
Вес | |
без нагрузки, кг | 28000 |
груженый, кг | 58000 |
полезная нагрузка, кг | 30000 |
Габаритные размеры (LxHxV), мм | 15900x3100x3300 |
База, мм | — |
Колея, мм | — |
Дорожный просвет, мм | — |
Масса буксируемого прицепа, кг | — |
Температура окружающей среды во время эксплуатации и хранения, 0 C | от -40 до +50 |
Количество мест | |
в кабине, включая место водителя, лица | 5 |
Кабина, люди | — |
Удельное давление на грунт, кПа (кгс/см2) | (0,29) |
Максимальная скорость , км/ч | |
на дороге без прицепа с номинальной грузоподъемностью | 47 |
в дороге с прицепом | — |
сложный рельеф | 6..11 |
на воде (преодоление водных препятствий | 4 |
Расход топлива при движении по сухим грунтовым дорогам (с грузом и прицепом), кг/100 км | — |
Топливная эффективность при движении по сухим грунтовым дорогам (с грузом и прицепом), км | 500 |
двигатель | |
сделать | В-46-5 |
номинальная мощность кВт (л.с.) | 574(781) |
Удельная мощность, л.с./т | 27,89 |
Тип подвески | независимая торсионная балка |
Способность к восхождению, град. | 30 |
Преодоление водных препятствий | плавание |
Уникальный двухзвенный вездеход
Этот высокоскоростной внедорожник относится к группе сочлененных автомобилей, но отличается от всех остальных исключительной проходимостью и параметрами маневренности. Практически никакие условия не под силу ДТ-30 «Витязь». Технические параметры автомобиля идеально подходят для работы со спасателями, во время эвакуации при наводнениях, оползнях, снежных заносах и других стихийных бедствиях. Вездеход позволяет легко найти и доставить раненых к месту бедствия или, если пострадавших много, доставить к месту бедствия врачей, медикаменты и все необходимое.
Двигатель
В движение квадроциклы приводятся четырехтактными, мощными, многотопливными, дизельными двигателями с прямым впрыском, жидкостным охлаждением и центробежным наддувом. Двигатели могут запускаться электрическим стартером, питающимся от аккумулятора 24 В, или сжатым воздухом из цилиндров. Комбинированная система подогрева с принудительной термосифонной циркуляцией жидкости и масла позволяет запускать двигатель при температуре окружающей среды до -50°С. Эти снегоходы оснащены дизельными двигателями с турбонаддувом.
Практическое применение машины
В фильме показано, как вездеход «Витязь» на севере в условиях вечной мерзлоты, среди бескрайних пустынь с многометровым слоем снега, легко преодолевает огромное пространство, доставляя необходимые грузы и оборудование строителям и зимникам.
Благодаря уникальной конструкции плоских металлических гусениц, оказывающих минимальное давление на грунт, «Витязь» был и остается уникальным и неповторимым вездеходом.
В 1995 году, во время боевых действий в Чечне, в условиях грязных дорог, по которым не могла передвигаться боевая и вспомогательная техника, вездеходы «Витязь» были срочно доставлены по воздуху из Ленинградского военного округа для доставки боеприпасов.
Военные с удовольствием отмечают неоспоримый факт: большая ширина гусеницы вездехода оказывает минимальное давление на грунт, тем самым предотвращая обстрел противотанковыми минами.
Гусеничный вездеход «Витязь», он же автомобиль-амфибия, он же болотный багги, был использован для преодоления страшных последствий цунами 2004 года в Южном полушарии, обеспечивая спасателей, врачей, медикаменты, чистую питьевую воду и предметы первой необходимости для населения пострадавшего региона.
Автомобиль, напоминающий гигантскую змею, прокладывающую себе путь через водные преграды в Сибири и других отдаленных уголках огромной России, не оставит зрителей спокойными и равнодушными.
Там, где не пройдут японские, немецкие, корейские или французские внедорожники, легко проползет русская гусеница — внедорожник «Витязь», равного которому еще не придумали лучшие трансокеанские умы.
Теперь можно приобрести такие гусеничные машины. Сейчас на рынке представлены основные модели Витязей DT-10P-1, DT-30P-1, технические характеристики которых приведены ниже.
В этой машине поражает все: размер, расход топлива, цена и возможности. Последние настолько высоки, что внедорожник ДТ-30П или «Витязь» считается чуть ли не самым проходимым автомобилем на планете.
Монстр на поле
Ухабистое поле, которое мы пересекали на досуге на пикапе Toyota Hilux и несколько раз ударялись о сохранность картера, «Витязь» пролетает по нему так быстро, как будто это обычная столешница. Хотя слово «летит» звучит как преувеличение для аппарата с максимальной скоростью менее 40 км/ч, но поверьте, из кабины этого монстра даже 40 км/ч не кажутся медленными.
Он летит по кочкам с мягкостью ящерицы, но амплитуда вибраций в салоне такова, что через некоторое время хочется выйти на свежий воздух. Еще бы: при собственной высоте более трех метров «Витязь» перешагивает через ступеньки в человеческий рост и преодолевает канавы длиной с грузовик. Когда земля и небо видны в ветровое стекло, остается надеяться на силу вестибулярного аппарата.
Но является ли он самым проходимым на планете? Тип внедорожника хорош для любых условий, но по набору функций «Витязь» является если не самым проходимым, то одним из.
Судите сами: общая ширина двух путей равна ширине пассажирского вагона. Они практически сливаются под кузовом, поэтому клиренс в 40 см не особенно нужен: чаще всего «Витязь» просто перекатывает препятствия своими гусеницами. Передняя часть машины наклонена вровень с гусеницами, а перед атакой особо сложных склонов «Витязь» способен наклоняться, скребя верхнюю часть. Давление на поверхности меньше, чем у человеческих ног, что позволяет ему проезжать через снег и болота, не погружаясь слишком сильно.
Его нелегко утопить, так как «Витязь» прекрасно плавает. Нам, обычным водителям, трудно представить, как кусок металла весом 30 тонн может плавать, да еще с грузом на верху, но посмотрите на картину: погружение пустого «Витязя» доходит до половины кузова, а воздухозаборники над головами поддерживают работу двигателя, даже если бы машина погрузилась до самых окон. На «Витязе» ездят по рельсам, но в качестве опции предлагается гребной винт, который может увеличить скорость транспортного средства на воде с 5 до 15 км/ч.
Моторизованный прицеп
Опытные джиперы сразу скажут вам, что прицеп для внедорожника — это оковы. Но вторая часть «Витязя» — это не прицеп, а единственная часть автомобиля, которая соединена с основным прицепом посредством гидравлической сцепки. Цель такой конструкции проста: если цельный внедорожник сделать таким длинным (почти 16 метров), он становится неуклюжим. В отличие от него, две половины «Витязя» изгибаются в двух плоскостях, что позволяет ему поворачивать, обходить холмы с флангов и неуверенно наклоняться перед пересечением сложной местности.
Он также имеет полный привод. Все четыре гусеницы приводятся в движение, а три дифференциала блокируются. Добавьте к этому 800-сильный дизельный двигатель ЯМЗ-8401, крутящий момент которого усиливается гидромеханической трансмиссией: если что-то сможет остановить этот гусеничный поезд, другие внедорожники остановятся еще быстрее. Некоторые версии «Витязя» оснащены двигателем В-46 — потомком дизеля В-2 от танка Т-34, но в полтора раза более мощным.
Чтобы попасть в кабину, нужно подняться по лестнице более или менее на уровень второго этажа. Более интересным является тот факт, что здесь вы найдете не танковое хранилище, а вполне комфортабельный интерьер, больше похожий на салон грузовиков. Главное отличие — невероятная ширина автомобиля, так как в ряду сидят четыре человека, тогда как в реальности их может быть до шести. Во втором ряду есть еще несколько мест.
За «штурвалом».
Управление внедорожником на удивление простое: нажимайте на педали и рулите. Выбор в пользу руля объясняется просто: машина поворачивает не за счет торможения одного ряда гусениц, а за счет изгиба сцепления. Руль позволяет плавно регулировать степень этого изгиба, а рулевая система в целом напоминает автомобильное рулевое управление. Но с поправкой на габариты, так как маневренность «Витязя» уступает грузовику.
Коробка передач гидромеханическая, что означает наличие только двух педалей (газа и тормоза), а вместо рычага переключения передач под рулевым колесом находится селектор. Выбор передач, однако, полностью зависит от водителя: он выбирает, какую из четырех возможных передач включить, с помощью переключателя; все остальное делает гидравлическая система.
«Витязи» — это, мягко говоря, не дешевая игрушка. В целом, цена нового DT-30p составляет около 40 миллионов рублей, подержанные аппараты продаются по цене от 10 миллионов рублей. Дорого? Конечно. Его цена, сложность и сопутствующие расходы находятся где-то за пределами стандартов частных владельцев.
Например, расход топлива на бездорожье достигает 300 л/100 км. Вес автомобиля, сложная коробка передач и гусеничный двигатель работают в его пользу. Колесные машины на шинах низкого давления обычно экономичнее и быстрее, но когда речь идет о перевозке тяжелых грузов по мягкому грунту, альтернативы гусеничному транспорту нет.
В чем смысл всего этого?
Для чего вообще нужны гиганты? «Витязи» были разработаны в разгар холодной войны, и их основным предназначением была перевозка баллистических ракет по тяжелому бездорожью. Идея заключалась в том, чтобы сбросить ракету в ту отдаленную тундру, где ее никто не будет искать.
Удивительные возможности «Витязя» поразили воображение конструкторов, поэтому было создано множество гражданских и военных проектов, включая мобильные крепости с противотанковым и зенитным вооружением.
Но большинство грандиозных замыслов так и остались на чертежной доске. Военные приняли «Витязь» прохладно, потому что это все еще был грузовик, а не бронетранспортер.
Несколько раз его существование было под угрозой, но «Витязи» спасли российский нефтегазовый сектор и геологоразведку: на севере такие автомобили используются для доставки грузов и в качестве шасси для спецтехники: кранов, экскаваторов, платформ, пожарных машин.
В последние годы военные также проявляют интерес к «Витязю»: это связано с освоением Арктики. Низкое давление на поверхности (0,3 атм) позволяет вездеходу и его грузу двигаться по льду, хотя во время испытаний на маршруте Тикси — полуостров Котельный один из автомобилей провалился под лед. Но, самое главное, он не затонул: члены экспедиции спасли и внедорожник, и бочки с топливом, которые он перевозил.
Производство грузовиков серии DT ведется на Ишимбайском заводе с 1982 года, и если кому-то «тридцатка» кажется чрезмерной во всех смыслах этого слова, завод предлагает альтернативные варианты грузоподъемностью 5, 7 и 10 тонн. Все они основаны на одном сочлененном гусеничном внедорожнике, но остаются независимыми разработками.
Но королем бездорожья является «Витязь», хотя бы потому, что прямых аналогов ему нет. Колесные внедорожники вообще похожи на позотеро, как только вы с ними познакомитесь.
Вездеход «Витязь» ДТ 30 — уникальный скоростной двухзвенник, сочетающий в себе высокую маневренность и проходимость, большую грузоподъемность в сложных и экстремальных дорожных и климатических условиях.
Как устроен вездеход
Внедорожники семейства «Витязь» отличаются оригинальной компоновкой, состоящей из двух сочлененных цельнометаллических звеньев, соединенных схемой сцепления. Первая часть предназначена для экипажа и оснащена автономной системой отопления и вентиляции, с кабиной водителя и пассажирским салоном, вмещающим до 7 человек, включая водителя. Непосредственно за кабиной находится моторно-трансмиссионный отсек. Другая часть кузова, соединенная специальной шарнирной муфтой, представляет собой грузовую платформу, покрытую брезентом.
Поворотно-сцепное устройство
DPS оснащен двумя гидравлическими цилиндрами, которые позволяют водителю управлять механизмом складывания навески в двух плоскостях — горизонтальной и вертикальной. Благодаря такой конструкции вездеход «Витязь» очень управляем и может преодолевать препятствия высотой до 1,5 метров и шириной до 4 метров. Гидроцилиндры для вертикального складывания: амортизаторы — обеспечивают высокую степень плавности движения при перемещении; устройство, заставляющее звенья складываться вертикально — позволяет автомобилю преодолевать вертикальные стены высотой до 1,5 метров. Возможность принудительной блокировки вертикальных откидных цилиндров позволяет проходить траншеи шириной до 4 метров. CCU обеспечивает взаимное вращение звеньев в продольно-вертикальной плоскости, обеспечивая максимальное сцепление гусениц конвейера с грунтом.
Двигатель
На квадроцикл «Витязь», в зависимости от модификации, устанавливаются различные дизельные двигатели с турбонаддувом, такие как В46-5СУ, ЯМЗ-8401.10 и двигатели американской компании Cummins Inc, вместе с английской 6-ступенчатой автоматической коробкой передач Allison. Двигатели запускаются электрическим стартером от аккумуляторной батареи 24 В или пневматическим запуском с помощью сжатого воздуха из баков. Комбинированная система подогрева с принудительной термосифонной циркуляцией жидкости и масла позволяет запускать двигатель при температуре окружающей среды до -50°C.
Трансмиссия
Коробка передач внедорожников «Витязь» — гидромеханическая 4-ступенчатая полуавтоматическая или 6-ступенчатая автоматическая, в зависимости от двигателя. Торможение осуществляется ленточными тормозами с пневматическим приводом плавающего типа и механическим приводом, дублирующим управление тормозами передней навески. Четырехступенчатая коробка передач с блокируемым дифференциалом позволяет оптимально управлять автомобилем в любых дорожных условиях. Для эффективной передачи мощности каждое звено имеет две планетарные бортовые передачи и одну коническую передачу с блокируемым дифференциалом. В качестве опции конвейеры «Витязь» оснащаются шестиступенчатой автоматической гидромеханической коробкой передач.
Ходовая часть
Вездеходы «Витязь» передвигаются на 4-х широких резиновых гусеницах с металлическими шипами. Эти гусеницы обеспечивают высокую боковую подвижность, а также низкое давление на грунт, что обеспечивает экологические преимущества с точки зрения воздействия на почвенный покров без нарушения или повреждения. Мягкость хода достигается за счет независимой торсионной пружинной подвески оригинальных опорных катков с губчатым наполнителем, ведущих колес с полиуретановым покрытием и резиновых элементов в ходовой части. Ведущие и направляющие колеса покрыты специальным полиуретаном, а в ходовой части используются резиновые элементы — все это гасит толчки и удары и обеспечивает более плавную работу машины, увеличивая срок службы ходовой части и всей трансмиссии. Конструкция ведущего колеса предотвращает обледенение деталей ходовой части при отрицательных температурах. Расстояние между поперечными балками выбрано таким образом, чтобы обеспечить эффективную самоочистку от грязи, снега и льда.
Основные технические характеристики
Сердцем DT-rover является уникальный 12-цилиндровый многотопливный двигатель V-46-5S с рекордной мощностью 710 л.с. В сочетании с полуавтоматической коробкой передач GMP он обеспечивает невероятную проходимость даже с максимальной нагрузкой в 30 тонн.
Несмотря на собственный вес в 28 тонн, автомобиль способен преодолевать водные препятствия на скорости до 6 км/ч. Скорость бега ограничена 40 км/ч.
Вездеход ДТ 30П Витязь способен работать в суровых условиях крайнего севера благодаря эффективной системе запуска двигателя с помощью сжатого воздуха из цилиндров или с помощью электрического стартера, который может работать от внешних источников питания.
Шасси двухгусеничного вездехода ДТ 30П «Витязь» можно считать уникальным, по сравнению с конкурентами, оно работает с муфтой поворота CCU. Ширина каждой дорожки составляет 1,1 м, и благодаря такой конструкции удельное давление на грунт составляет менее 0,3 кг/см². Независимая подвеска с торсионной балкой отличается не только непревзойденной надежностью, но и плавностью хода.
Подключение автомобиля осуществляется через торсионную сцепку, действие гидроцилиндров, расположенных на торсионной сцепке, обеспечивает хорошую маневренность, несмотря на внушительные размеры, а система гидроцилиндров позволяет изменять форму кузова в продольной и вертикальной плоскостях для плавного преодоления широких канав и высоких препятствий.
Мы также проводим дополнительную модернизацию наших внедорожников, чтобы обеспечить более высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров. В частности, кабина, двери и люки имеют высококачественную вибро- и шумоизоляцию. Для дополнительного комфорта установлены удобные сиденья от легковых автомобилей. Основной отопитель, работающий от системы охлаждения двигателя, а также дополнительный автономный отопитель отвечают за поддержание комфортной температуры в салоне.
Вездеход Витязь ДТ-30 с торсионной подвеской и сниженным расходом топлива
Гусеничный вездеход Витязь ДТ-30 состоит из основной платформы и прицепа, предназначенного для работы в экстремальных условиях. Между секциями имеется соединение, внутри которого проходит приводной вал. Шасси может использоваться для транспортировки грузов или монтажа навесного оборудования, такого как буровые установки, экскаваторы или цистерны для перевозки топлива или других жидкостей.
Видео автомобиля
Видео: Тест снегоболотоходного двухзвенного гусеничного тягача ДТ – 30П
Преимуществами гусеничных транспортеров и экскаваторов «Витязь» ДТ-30 всех модификаций являются: высокая скорость передвижения, производительность, универсальность, возможность прокладки маршрута и высокая маневренность, надежность, долговечность, простота в эксплуатации и обслуживании.
Технические характеристики Витязь ДТ-30
Вес в загруженном состоянии | 28 т |
Полезная нагрузка | 30 т |
Количество мест в салоне | 5 |
Максимальная длина перевозимого груза | 6 м |
Мощность двигателя | 800 Л.С. |
Максимальная наземная скорость | 47 км/ч |
Максимальная скорость на воде | 4 км/ч |
Среднее удельное давление на грунт | 0,3 кг/см² |
Емкость топливного бака | 500 км |
Расход топлива на 100 км | 300 л |
Цена | 5 … 15 млн. рублей. |
Препятствия, которые необходимо преодолеть (полная загрузка) | |
Максимальный угол приближения или спуска на сухом грунте | 30° |
Максимальный угол крена | 15° |
водные препятствия | плавание |
Габаритные размеры | |
длина | 15900 мм |
ширина | 3100 мм |
высота | 3300 мм |
Технические данные
Чтобы не иметь проблем с недостатком мощности или крутящего момента, инженеры решили установить в ДТ-30 ‘Витязь’ 12-цилиндровый двигатель. Расход топлива зависит от используемого материала. Основное преимущество этого двигателя заключается в том, что он является многотопливным. Мощность равна 780 лошадиным силам. В зависимости от конфигурации могут быть установлены три варианта электростанции:
- С двигателем ЧМЗ.
- С ДВИГАТЕЛЕМ YAMZ.
- С двигателем Cummins.
Такое разнообразие силовых агрегатов может вызвать некоторые трудности в обслуживании. Один из них — запасные части. ДТ-30 «Витязь» обеспечивает использование немецких двигателей, и в лучшем случае приходится ждать несколько месяцев для ремонта агрегатов. Это, пожалуй, один из главных недостатков машины с иностранной силовой установкой.
Тем не менее, грузоподъемность составляет 30 тонн, а масса без нагрузки — 28 тонн. Стоит отметить, что при таком большом весе давление гусеницы на грунт минимально. В среднем он составляет 0,3 кг/кв. см. Это значительно повышает уровень проходимости автомобиля и практически исключает застревание в болоте на тяжелых грунтах.
Модификации
Витязь ДТ-2П
Перспективная модель внедорожника с массой 5500 кг и грузоподъемностью 2 тонны. Внедорожник предназначен для использования в различных областях хозяйства. Автомобиль оснащен дизельным двигателем C-173 Cummins.
Витязь ДТ-3П
Транспортер DT-3P (буква «P» означает «плавающий») имеет грузоподъемность 3 т и вес 7300 кг. Он оснащен 6-цилиндровым турбодизелем Cummins QSB 6.7 производства США объемом 6,7 л и мощностью 240 л.с. и 5-ступенчатой автоматической коробкой передач Allison серии 3000. Внедорожник оборудован автономной системой подогрева двигателя и кабины.
Витязь ДТ-5П
Еще один внедорожный вездеход грузоподъемностью 5 тонн и весом 12 тонн. ДТ-5П «Витязь» оснащен дизельным двигателем Cummins L 360 20 мощностью 360 л.с., гидромеханической 6-ступенчатой коробкой передач и способен развивать скорость до 40 км/ч на суше и до 5 км/ч на воде.
Витязь ДТ-7П
15-тонный гусеничный транспортер с грузоподъемностью 7 тонн. Техническое оснащение такое же, как и у предыдущей модели.
Витязь ДТ-8П
Эта модель оснащена более мощным дизельным двигателем ЯМЗ-8424-10 мощностью 470 л.с. При собственной массе 19 тонн вездеход способен перевозить большие грузы весом до 8 тонн со скоростью до 40 км/ч.
Витязь ДТ-10П-1
Автомобиль класса 21,5 тонн предназначен для перевозки грузов весом до 10 тонн. Он оснащен 12-цилиндровым двигателем ЧТЗ V46-5S мощностью 710 л.с. и 4-ступенчатой полуавтоматической коробкой передач. Он может быть выполнен в характерной «военной» окраске.
Витязь ДТ-10ПМ
Это модернизированный двухгусеничный вездеход для Министерства обороны с бронированной защитой кабины и улучшенными техническими параметрами. В связи с увеличением массы внедорожника до 27 тонн, мощность двигателя была увеличена до 800 л.с. (двигатель ЯМЗ 8401.10-09), при этом грузоподъемность составляет 10 тонн. Вездеходы ДТ-10ПМ «Витязь» способны без проблем работать при температуре окружающей среды от -45 до +40 градусов Цельсия.
Витязь ДТ-30ПМ
Гусеничный транспортер Министерства обороны имеет грузоподъемность 30 тонн и точно такой же вес. Как и две другие версии, он оснащен дизельным двигателем мощностью 800 л.с. и способен развивать скорость до 45 км/ч.
Источники
- https://cargo-expres.ru/vezdehody/vezdehod-dt-30-vityaz.html
- https://allautopark.ru/vezdehod-vitaz-dt-30p-tehniceskie-harakteristiki-rashod-topliva/
- https://tym-tractor.ru/populyarnye-stati/vezdehod-vityaz-dt-30p-tehnicheskie-harakteristiki-rashod-topliva.html
- https://gp-prsmah.ru/brend/dt-30-vityaz.html
- https://TraktoraMira.ru/vezdehody/tehnicheskie-harakteristiki-bolotohoda-vityaz-dt-30.html
- http://RussoAuto.ru/auto/drugie/vezdekhod-vityaz
- https://evakuator-ru-ru.ru/drugaya-spectehnika/dt-30-vityaz-tehnicheskie-harakteristiki.html
[осень].