Военный вездеход МТЛБ «мотолыга»: устройство, технические характеристики

Вездеход МТЛБ — когда впервые появился

Дизайн внедорожника был создан в конструкторском бюро ХТЗ Харьковского тракторного завода. Он должен был одновременно производить стандартную модель MTL и эквивалент MTLB для бронетанковых войск. Предприятие прекратило сборку транспортера ГТТ (который был передан на Рубцовский машиностроительный завод) и отгрузило первые партии автомобилей в 1964 году. Гражданская версия собиралась в ограниченном количестве из-за загруженности Харцызского трубного завода.

К моменту распада СССР почти все собранные бронированные вездеходы поступили в армию, где им дали оригинальное прозвище “мотовездеход”.

Краткое сравнение характеристик MTLB и GTT:

Параметр МТЛБ GTT
снаряженная масса, кг 9700 8000
Вместимость посадочного отсека, человек 11 21
Мощность двигателя, л.с. 240 200
Максимальная скорость на дороге, км/ч 61,5 45,5
Скорость на воде, км/ч до 6 до 6

РАЗМЕЩЕНИЕ ЗИП МТ-ЛБ В ТРАНСМИССИОННОМ ОТДЕЛЕНИИ

1 – абсорбер; 2 – удлинитель трубы воздухозаборника; 3,5 – ящики для запасных частей и принадлежностей; 4 – масляный насос; 6 – ящик для хранения запасных частей для электрических принадлежностей, прокладок головки блока цилиндров, штырей радиоантенны. 1 2 3 4 5 6 11

РАЗМЕЩЕНИЕ ЗИП МТ-ЛБ В КОРМОВОЙ ЧАСТИ КОРПУСА

1 3 2 4 5 7 8 9 10 11 12 13 16 17 18 14 6 15 1,11,12 – ящики для инструмента и оборудования; 2,17 – тросы для стягивания груза; 3 – ящики для укладки ДП-ЗБ и радиостанции; 4 – напольный коврик; 5 – прибор наблюдения ТНПО-170А; 6,15,18 – дефлекторы; 7 – каска; 8 – лом; 9 – самовытаскивающее устройство; 10 – гусеничное ножное устройство; 13 – молоток; 14 – промежуточные серьги; 16 – канистра. 1 10

Устройство и конструкция

Корпус машины MTLB сварен из стальных пластин, а линии стыков водонепроницаемы, что позволяет машине преодолевать водные пути. Сиденья водителя и второго водителя установлены в передней части автомобиля, а двигатель расположен в центре корпуса. Коробка передач расположена в нише перед отсеком привода и защищена звукоизолирующим кожухом из листового металла. В задней части машины расположена грузовая платформа, а над ней – отделение для личного состава (оружейная башня находится над отделением управления).

Военный внедорожник МТЛБ-МТЛБ: конструкция автомобиля, технические характеристики

Привод смещен вбок от центральной линии, а двигатель установлен на подрамнике через резиновые подушки для снижения вибрации. Выхлопной коллектор на левом блоке обслуживает эжекторный воздухоочиститель.

На двигателе установлен генератор переменного тока мощностью 3,5 кВт с выпрямителем и регулятором напряжения.

Наружное освещение – автомобильного типа, с плафонами в кабине водителя и грузовом отсеке.

ЗАКРЕПЛЕНО НА КРЫШЕ ЛЮКА ТРАНСМИССИОННОГО ОТДЕЛЕНИЯ

1 2 3 4 1 – топор; 2 – лопата; 3 – пила; 4 – ведро, воронка, шланг. 12

Преимущества:

  • Увеличенное тело;
  • Шасси с 7 роликами;
  • Двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с;
  • Грузоподъемность до 4 т.

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Можно купить вездеход типа MTLB | MTLB- цена от производителя. Также можно приобрести внедорожник в наличии и под заказ, как новый, так и с консервации.

Цена внедорожника MTLB зависит от комплектации и дополнительных опций. Цена нового MTLB начинается от 2 950 000 рублей. Цена на мотовездеходы MTLB также зависит от общего состояния и года выпуска. Более подробную информацию о ценах можно получить у официальных дилеров.

Цена МТЛБ с техническим обслуживанием зависит от года выпуска и общего состояния ходовой. Вы можете купить MTLB из технического обслуживания по цене от 1 390 000 руб. Цена на МТЛБ в обслуживании с полным оснащением и в рабочем состоянии – от 1 550 000 руб. Цена зависит от наличия дополнительного оборудования.

Обслуживание и текущий ремонт силовой установки мтлб

При эксплуатации тракторов МТЛБ и МТЛБУ необходимо строго соблюдать следующие требования

– для нормальной работы двигателя используйте масла и топливо только тех марок, которые рекомендованы руководствами по эксплуатации двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-238Н; – перед запуском двигателя установите рычаги управления в крайнее переднее положение (кроме случаев, когда рычаги управления установлены на горный тормоз); – после запуска холодного двигателя во избежание повреждений установите обороты двигателя во время прогрева не выше средних; – поддерживайте температуру охлаждающей жидкости на уровне 75-98°C; – избегайте работы двигателя под нагрузкой, движения под уклон, движения в гору.

Во избежание непреднамеренного поворота запрещается движение трактора МТЛБ под уклон с включенной передачей, сцеплением или выключенным двигателем.
Для предотвращения непреднамеренного поворота транспортера MTLB
и
MTLBU
Не перемещайте рычаги управления, когда двигатель работает, а рычаг переключения передач находится в нейтральном положении
Транспортер-трактор МТЛБ
и
MTLBU
Будьте осторожны при доливке незамерзающей охлаждающей жидкости в систему охлаждения двигателя: антифриз ядовит, поэтому никогда не всасывайте его ртом через шланг, так как это приведет к тяжелому отравлению.
МТЛБ
и
MTLBU
(в случае шасси 2C1 также держать открытой вентиляционную крышку над главной коробкой передач); – при буксировке неработающего автомобиля с помощью буксировочных тросов скорость не должна превышать 10 км/ч; – неуправляемый автомобиль разрешается буксировать только с помощью жесткой буксировочной сцепки; – категорически запрещается буксировка более одного автомобиля и любая буксировка в условиях гололеда на дорогах с крутыми подъемами, склонами и уклонами; – Перед преодолением водных преград обратите особое внимание на герметичность уплотнений, крышек люков, кормовых дверей, а также на включение и работу насоса отстойника; – Находясь на поверхности воды, обратите особое внимание на возможное попадание воды в машину и примите своевременные меры во избежание аварийной ситуации; В случае затопления машины выключите передачу, остановите двигатель, сбросьте рычаги управления, откройте крышку люка водителя и опустите машину по команде руководителя.
Не допускайте скопления грязи, масла и топлива в тракторном агрегате МТЛБ.
и
MTLBU
особенно в моторном отсеке.

Частые поломки и ремонт

Частые поломки и методы ремонта:

  1. Повышенный расход моторного масла с сопутствующим падением мощности и появлением дымных выхлопных газов свидетельствует об износе поршневой группы в дизельном двигателе. Ремонт предполагает восстановление машины и замену поврежденных деталей.
  2. Во время работы ненормальное натяжение приводит к постепенному разрушению гусеничной ленты, отверстия под болты ломаются и приобретают эллиптическую форму. Деталь не подлежит ремонту; необходимо установить новую дорожку.
  3. В результате несвоевременного обслуживания деталь торсионной балки приходит в негодность, смазка начинает просачиваться через зазоры. Для восстановления работоспособности изношенную дорожку придется вырезать и приварить новую деталь, так как втулку невозможно установить в старое гнездо.
  4. Резиновые кольца роликов изнашиваются и повреждаются острыми краями камней, боковые стороны алюминиевого диска истираются зубьями гусеницы, которая имеет неправильное натяжение. Амортизационные кольца можно заменить, если фланцы на колесах еще на месте, если компоненты изношены, следует заменить опорное колесо в сборе.
  5. Фильтр в сборе, если его вовремя не очистить, начнет пропускать мелкую пыль в цилиндры и масляный картер, вызывая преждевременный износ фрикционных деталей. Увеличенные зазоры приведут к потере мощности и плохим пусковым характеристикам, и двигатель потребует капитального ремонта.
  6. При езде по лесу кузов автомобиля соприкасается с ветками, повреждая лакокрасочное покрытие и выходя из строя элементы освещения. Металл начнет корродировать, но отверстия не появятся из-за большой толщины деталей (7-14 мм). Рекомендуется периодически обновлять краску и своевременно заменять поврежденное стекло фары, так как вода повреждает фары.

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

По назначению предметы ЗИП можно разделить на следующие группы

Принадлежности и гаечные ключи для заправки и слива расходных материалов. Инструменты водителя. Смена инструментов. Запасные части для оружия и оборудования. Запасные части для оборудования связи. Запасные части для наблюдательного и осветительного оборудования. Запасные части для электрооборудования. Запасные части общего назначения (направляющие, штифты, прокладки, проволока для штифтов и т.д.). Специальное навесное оборудование и принадлежности (для проверки натяжения, разрыва и соединения траков, фиксации бревна для самовытаскивания, OPVT). Сервисное оборудование (буксировочные тросы, брезент или одеяло, коврики, чехол для водителя, переносная лампа PLT-50) 7.

Характеристики мотолыги

Весовые параметры бегового транспортного средства MTLB и технические характеристики:

  • собственный вес бортовой версии – не более 9940 кг;
  • грузоподъемность – до 2 500 кг;
  • масса прицепа – до 6 500 кг;
  • вместимость кабины водителя – 2 человека;
  • Количество пассажирских мест (вместо грузовых) – до 11;
  • Удельное давление на грунт – 0,45 кгс/см²;
  • Максимальная скорость – 61,5 км/ч;
  • Тяговое усилие (с грузом на платформе) – до 8968 кгс.

Радиус поворота внедорожника зависит от того, на какой передаче вы маневрируете.

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Подробная информация о радиусах поворота приводится производителем в руководстве пользователя, а маневренность будет ухудшаться по мере увеличения передачи. Например, в нейтральном положении машина вращается по кругу с радиусом 1,25 м, на более высоких скоростях этот параметр увеличивается до 38,6 м. Максимальный вес груза в ящике зависит от условий местности и веса прицепа (например, при полностью загруженном вагоне транспортер может перевозить в ящике груз весом 2000 кг).

Двигатель и трансмиссия

Базовый транспортер оснащен атмосферным двигателем ЯМЗ-238В с 8 цилиндрами, расположенными V-образно. Силовой агрегат развивает мощность 240 л.с., в более поздних модификациях появилась система наддува, увеличивающая мощность двигателя до 310 л.с. при одновременном снижении расхода топлива. Топливо заливается в 4 отдельных бака общей емкостью 520 литров, установлен бензиновый клапан с ручным управлением. Для запуска используется электрический стартер. Зимой рубашка охлаждения подогревается автономной установкой PZD-44L на жидком топливе.

Система подачи включает 8-дырочный насос высокого давления с ручным приводом для заливки топлива. Воздушный поток проходит через инерционный фильтр и проволочные кассеты с масляным уплотнением для отделения мелкой пыли. Используется жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией антифриза, радиатор охлаждается вентилятором с ременным приводом.

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Трансмиссия включает 2-дисковое сухое сцепление, приводимое в действие педалью, и механическую коробку передач, обеспечивающую шесть обычных передач и пять понижающих передач (используемых для буксировки прицепов по бездорожью) вперед. Каждая сторона оснащена бортовым планетарным редуктором с фрикционным переключателем, обеспечивающим торможение дорожки для поворота (радиус зависит от степени торможения дорожки). Все компоненты являются частью главной трансмиссии MTLB, которая обеспечивает двунаправленную передачу крутящего момента на ведущие колеса.

Ходовая часть вездехода

Шасси МТЛБ похоже на шасси гусеничного танка, поскольку оно было разработано для военной службы:

  • Балансирные рычаги (12 штук) установлены на торсионы, а на передних и задних рычагах имеются ограничители хода и гидравлические амортизаторы;
  • Опорные ролики (6 на сторону) изготовлены из алюминиевого сплава и имеют внешнюю резиновую шину для снижения вибрации;
  • Гусеничные ленты изготовлены из звеньев шириной 350 мм, соединенных стальными штифтами (на более поздних машинах стали использовать резинометаллические шарнирные ленты RMSH);
  • Натяжение гусениц достигается за счет использования кривошипа с болтом для перемещения заднего колеса, которое не подвешено;
  • Спереди установлена цепная приводная звездочка со съемной 15-зубой звездочкой.

Габариты МТЛБ

Общие размеры и некоторые эксплуатационные характеристики:

  • Длина корпуса – не более 6509 мм;
  • Ширина (со стандартными открытыми стыковочными направляющими) – до 2865 мм;
  • Высота – 1890 мм;
  • Колея (между продольными центрами хорд) – 2500 мм;
  • база (расстояние между осями передних и задних опорных катков) – 3700 мм;
  • дорожный просвет (без нагрузки) – 415 мм;
  • максимальная скорость с полной нагрузкой – 45 км/ч;
  • скорость на воде – до 6 км/ч.

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Расход топлива

Заявленный заводом расход на 100 километров находится в пределах 90-110 кг топлива, этот параметр зависит от условий окружающей среды, технического состояния и уровня загрузки.

Правила допускают расход моторного масла в размере 2% от расхода топлива.

Полностью заполненные баки обеспечивают запас хода до 500 км, а дополнительные топливные баки могут быть установлены в грузовом отсеке и перекачиваться в основные баки с помощью ручного или электрического насоса.

Управляемость на дороге

Управление транспортерами MTLB осуществляется с помощью педальной коробки автомобильного типа и рычагов, управляющих боковыми фрикционами. Перед оператором находится подсвеченная приборная панель, хороший обзор обеспечивается стеклоочистителем, а военные версии оснащены системой ночного видения. Перед началом движения выбирается диапазон, рычаг коробки передач устанавливается в нужное положение, а траектория корректируется рычагами, позволяющими с разным усилием задействовать боковые тормоза (для достижения разного радиуса поворота).

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Подвижность МТЛБ

Гусеничный вездеход, оснащенный шасси с торсионной балкой, способен преодолевать препятствия:

  • подъем (без прицепа) – до 35°;
  • допустимый угол наклона – до 25°;
  • глубина брода с твердым дном – 1200 мм.

Автомобиль способен плавать над водными препятствиями при номинальных условиях нагрузки на платформу, при установленном прицепе плавучесть становится отрицательной.

Вездеход способен передвигаться по волнам высотой до 500 мм, а при переходе вброд высота гребня не должна превышать 150 мм. Перед преодолением водных препятствий автомобиль должен быть подготовлен. Процедура занимает до 20 минут.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЗИП

Перевозимый комплект SPTA состоит из запасных частей, инструментов и принадлежностей, необходимых экипажу для проведения технического обслуживания и мелкого ремонта. Перечень предметов СПТА для боевых машин приведен в упаковочном листе, который является частью индивидуальной документации каждой машины и хранится вместе с бортовым журналом. и в руководствах по эксплуатации или техническому обслуживанию конкретной марки автомобиля. 4

С помощью ЗИП выполняются следующие основные работы

Обслуживание машин, систем, механизмов и вооружения; обслуживание ходовой части и других механизмов с заменой некоторых поврежденных деталей; самовосстановление машины при легких ударах и скольжениях; герметизация корпуса от преодоления водных преград; защита оборудования и экранирование машины. 6

СПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЗИП

Списание предметов индивидуальных комплектов СПТА осуществляется в соответствии с “Инструкцией по списанию материальных и денежных средств, находящихся в непригодном (предельном) или утраченном состоянии в армии и на флоте”, введенной в действие приказом Министра обороны №0190 от 05.08.1986 года. Основные средства, находящиеся в непригодном (предельном) состоянии, списываются по актам технического состояния: по истечении установленного срока полезного использования (истечение срока полезного использования не может служить основанием для списания, если основные средства пригодны к использованию по состоянию или после ремонта); основные средства бессрочного пользования, находящиеся в непригодном (ограничивающем) состоянии при нормальной эксплуатации (если они не могут быть отремонтированы и использованы по назначению); списание тех, которые преждевременно износились и не могут быть В целях установления причин преждевременного прихода в состояние непригодности (ограничения) или утраты основных средств, выявления виновных лиц и принятия мер по устранению недостачи проводится административное расследование. По результатам расследования издается приказ. 18

Кто производитель современных МТЛБ

В начале 2020 года производство осуществляется:

  • Иркутский завод оборудования Caterpillar (IZGT);
  • Уфимский завод геологоразведочного оборудования (ООО “УЗГО”);
  • Муром ОАО “Муромтепловоз” предприятие;
  • Филиал Уралвагонзавода в Рубцовске.

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Инструменты: Специальный ключ 13 для отсоединения резиновых втулок под сливными пробками и коробкой передач; ключ 765-93-sb226 для гаек пробок водяного радиатора; молоток 765-100-40; ключ 765-100-53 для гайки крепления опорного вала; ключ 765-100-127 для гайки крепления опорного вала; Ключ-головка-60 для затягивания соединений водопроводных труб; Ключ-50,55 для затягивания соединений водопроводных труб; Ключ 765-100-sb150 с двумя головками на 17 и 19 для газового разъема; Сменные головки 17,19 для затягивания соединений газового разъема. Комбинированная оснастка C 4313; Нагревательная оснастка PN-ZM для проверки термодатчиков. 16

Модификации

За эти годы советские, российские, украинские и польские конструкторы придумали достаточное количество модификаций.

Наиболее популярными моделями являются:

  1. МТЛБВ или снегоход – используется в основном в северных регионах. Расстояние между гусеницами больше, чем в базовой модели, для меньшего давления на грунт.
  2. MTLBV – для использования человеком.
  3. МТ-ЛБВМ – с установленным зенитным пулеметом калибра 12,7 мм.
  4. MT-LBVM1K – для высотных операций. Мощность двигателя – 310 л.с.

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

MT-LBVMT-LBVM .

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

MT-LBVM-1K.

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Трактор MTLBMU является прочным, надежным и универсальным.

Таблица 4 – Основные технические характеристики

приводной блок ЯМЗ-238Н
Мощность, л.с. 300
Расход топлива, л.с. (100 км) 100
Вес, кг 11500
Грузоподъемность, кг 4000
Номинальная скорость, км/ч 61,5

Максимальное количество человек, которое он может перевозить, – 18.

РАЗМЕЩЕНИЕ ЗИП МТЛБ В ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТИ КОРПУСА

2 12 6 4 1 11 5 9 10 3 7 8 1 – сумка для инструментов; 2,9 – шлемофоны; 4 – ящик для хранения запасных частей и расходных материалов; 5 – аптечка; 6,10 – емкости для питьевой воды; 7 – патронные ящики; 8 – смотровая 54.35.5сбм; 11 – огнетушитель; 12 – ящик для хранения ТВН-2В и запасных частей и расходных материалов. 9

Модернизации и ближайшие конкуренты

Отличные технические параметры позволили создать на базе этой машины огромное количество модификаций. Транспортные задачи выполняли 20 экстенсивно модернизированных машин, около 50 разновидностей получили отдельные “боевые” функции.

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Техническое устройство некоторых из них можно перечислить без особого описания:

  • MT-LBV, модель для северных регионов с расширенными гусеницами, способными преодолевать болота и снег;
  • MT-LBV-N, “вместительный” автомобиль для сельскохозяйственного использования;
  • MT-LBVM1K, приспособленный для операций в высокогорье;
  • MT-LBVM, вооруженный 12,7-мм зенитным пулеметом;
  • МТ-ЛБМ, продукт Муромского завода;
  • Объект 6МА, за которым следуют индексы с 1 по 4, с различным вооружением, поставляемым на ма hrerf=”https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/btr-80/” target=”_blank”>башню БТР-80. Так, под 1 скрывается тягач с установленной АГС “Пламя”, 2 и 4 – 23-мм пушки, 3 – несколько противотанковых управляемых ракет.

Список армий можно продолжить зенитной установкой “Стрела”, санитарной машиной, машиной химической разведки, командно-штабным вариантом, техническими тягачами со стрелой для эвакуации оборудования и многим другим.

Кроме того, существует множество направлений для геологов, лесников, пожарных. Каждый из них имеет свои отличительные особенности, например, увеличенный запас топлива, вращающиеся конвейеры и мосты или навесные баки и т.д. Поскольку грузовик используется более чем в 20 странах мира, очень трудно уследить за всеми модификациями.

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Подобные автомобили существуют, но они не так распространены, как рассматриваемая модель. Широко использовавшиеся во время Второй мировой войны, гусеничные тягачи не так популярны в наши дни, в основном из-за большого расхода топлива и ненадежности некоторых систем.

Советские конструкторы создали автомобиль, который был способен выполнять большинство задач, в то время как его аналоги, американские или европейские грузовики, не имели брони. Например, грузовик M939 – это колесный, а не гусеничный тягач, используемый армией США, и не имеет даже легкой брони.

Несмотря на некоторые преимущества в мощности (240 против 250 лошадиных сил) и скорости (61 км/ч против 100), американский M939 не так универсален.

Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более: для военнослужащих контрактной службы – одно ежемесячное денежное довольствие и одна ежемесячная надбавка за выслугу лет; для военнослужащих срочной службы – два ежемесячных денежного довольствия. Эти суммы применяются при возмещении ущерба, за исключением случаев, когда “Федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих” и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены иные размеры материальной ответственности военнослужащих. 19

Плюсы и минусы

Преимущества оборудования:

  • Наличие запасных частей для двигателя;
  • Конструкция двигателя позволяет проводить капитальный ремонт;
  • Простая конструкция шасси и трансмиссии;
  • Уменьшенный диапазон передаточных чисел в трансмиссии;
  • В дополнение к стандартным гусеницам могут быть установлены гусеницы с увеличенной шириной звеньев.

Недостатки внедорожников:

  • Слабая вооруженность армейских модификаций;
  • Тонкая броня шасси разрушается при попадании мины;
  • Утечка топлива через соединительные линии.

Недостатком квадроцикла также является тесная кабина с неудобными сиденьями и отсутствием кондиционера. Двигатель, расположенный за сиденьями водителя и пассажира, нагревает салон, а в задней стенке отсутствует звукоизоляция. Используется гражданский дизельный двигатель, который медленно реагирует на педаль акселератора, и при быстром переключении на пониженные обороты на кустарниковой местности двигатель не успевает набрать скорость, что приводит к заклиниванию.

Технические характеристики внедорожника Витязь дт 30

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Канавный домкрат

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Технические характеристики ATV gtte

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Вездеход Бобр

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Самодельные гусеницы для квадроциклов

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Самодельные гусеничные вездеходы и варианты шин.

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Инструкция по эксплуатации и ремонту МТ-ЛБ

Наука – это свет, но наука – это не тьма. (А. Суворов)
Знание того, как управлять внедорожником, не означает, что оборудование используется правильно. Как показывает практика, при покупке вездехода MT-LB часто возникают вопросы о регулировках, сборке, электрике и многом другом. Руководство пользователя является обязательным и необходимым как для органов управления (чтобы понять, правильно ли эксплуатируются внедорожники), так и для начинающих механиков-водителей.

В настоящее время существует большое разнообразие электронных средств массовой информации по эксплуатации и ремонту военных автомобилей.

Механики Иркутского завода гусеничных машин в своей работе руководствуются “ТЕХНИЧЕСКИМ ОПИСАНИЕМ И ИНСТРУКЦИЯМИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ”. 6.00.001 TO

Настоящее техническое описание и руководство по эксплуатации предназначено в качестве руководства для персонала при эксплуатации легкого многоцелевого гусеничного трактора MT-LB.

Он содержит описание конструкции и работы механизмов, перечисленных в транспортировщике, правила хранения и эксплуатации, виды и методы технического обслуживания, перечень типичных неисправностей и методы их устранения, а также указания по использованию специального оборудования при техническом обслуживании и ремонте.

Содержание включает:

Основные технические данные; скорости движения; эксплуатационные данные; препятствия, которые необходимо преодолеть.

Системы привода: топливо и воздух; система смазки; система охлаждения; система отопления.

Трансмиссия: сцепление и промежуточная коробка передач; главная коробка передач; коробка передач; рулевое управление; бортовые передачи.

Ходовая часть: шасси; подвеска.

Фюзеляж: рама, стойка, грузовая платформа.

Электрооборудование: источники электроэнергии; генераторные установки; электрические потребители; вспомогательное оборудование; манометры; пневматическая система.

Оборудование: тягово-сцепное устройство; водозаборный насос; система отопления.

Каждый параграф сопровождается всей необходимой описательной информацией с сопутствующими диаграммами и рисунками.

Правильная эксплуатация конвейеров зависит от знания персоналом раздела материалов, правил обслуживания и хранения, а также от владения водителями правилами и техникой вождения. Правильное и своевременное техническое обслуживание конвейеров обеспечивает их постоянную готовность, безотказную и длительную работу без ремонта с минимальным расходом топлива, смазочных материалов и других расходных материалов.

Правильная организация хранения обеспечивает длительное хранение конвейеров и их постоянную готовность к использованию.

При реализации техники МТ-ЛБ, ПТС-М, АТС-59г, ГАЗ-71, ГАЗ-73, ГАЗ-34039 и др. обязательным подарком является наш и 2 шлема (зимний, летний).

Уважаемые покупатели, приобретение этой книги сократит время вашего простоя, поможет механикам и водителям расширить свои личные знания по эксплуатации внедорожников МТ-ЛБ.

Материальная ответственность командиров

Командиры (начальники) несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более чем в пределах месячного денежного содержания и месячной надбавки за выслугу лет в случаях: нарушения своими приказами (распоряжениями) установленного порядка учета, хранения, использования, выдачи и перевозки имущества; непринятия необходимых мер по предотвращению хищения, уничтожения, порчи имущества, причинившего ущерб; непринятия необходимых мер по возмещению материального ущерба, причиненного виновными лицами. 20

История создания МТЛБ

В середине 1960-х годов руководство советских вооруженных сил приняло решение о замене устаревших артиллерийских тягачей АТ-П. В целях экономии средств было решено не разрабатывать новую машину с нуля, а приспособить для нужд армии оборудование, которое уже находилось в серийном производстве. По своим техническим характеристикам транспортер MT-L лучше всего подходил на роль вездехода для армии. Все, что требовалось изготовить, – это бронированный корпус, при этом большинство механизмов и агрегатов оставались прежними.

Проект МТЛБ был разработан конструкторским бюро Харьковского тракторного завода, работы начались в 1964 году, а через два года машина пошла в серийное производство.

Корпус MTLB изготовлен из тонких стальных пластин. Эта броня может защитить только от огня стрелкового оружия. Однако это позволило сохранить относительно небольшой вес автомобиля в 9,7 тонн. Благодаря небольшому весу, у конструкторов не было проблем с обеспечением плавучести транспортного средства. Трассы MTLB имеют низкое удельное давление на грунт, что является гарантией высокой ходимости.

Корпус вездехода состоит из нескольких отсеков: двигателя, коробки передач, управления, транспортного и грузового. Внутреннее пространство очень просторное и удобное для экипажа и пассажиров.

Отсек трансмиссии расположен в передней части грузовика. В нем расположены коробка передач и рулевое управление.

За отделением коробки передач, отделенное бронированной перегородкой, находится отделение управления. Там же находится станция водителя и командира. Обзор защищают передние окна с крышками. В передней части корпуса (справа) расположена турель 7,62-мм пулемета, которым управляет командир.

За отсеком управления находится моторный отсек. Он занимает центральную часть автомобиля. Двигатель и главный фрикционный выключатель расположены здесь.

В кормовой части МТЛБ находится грузовой отсек, который может использоваться для перевозки солдат и припасов. Для входа и выхода из автомобиля используются кормовые двери и люки в крыше.

Вездеход оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-238В с восемью цилиндрами и мощностью 240 л.с., который позволяет разгоняться по шоссе до 61,5 км/ч.

MTLB имеет воздушную камеру в ходовых роликах, что позволяет машине легко передвигаться по воде. Трассы MTLB имеют низкое удельное давление на грунт – 0,45 кг/см².

Подвеска автомобиля независимая торсионного типа.

MTLB способен плавать по воде. Внедорожник способен плавать по воде благодаря прокрутке гусениц.

Технические характеристики

В кузове Terrain Vehicle размещались 11 моторизованных солдат. В каюте могли разместиться максимум три человека. Экипаж размещался в передней части звукоизолированного кузова. Две двери и два люка позволяли экипажу войти в машину. Грузовик отапливался и имел дополнительный обогреватель в северных условиях.

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Военный внедорожник МТЛБ-ТЛБ: конструкция, технические характеристики

Благодаря широкому обзору и водитель, и механик могли уверенно управлять им днем и ночью. Автомобиль также был оснащен двумя фарами и прожектором для улучшения видимости в ночное время. Характеристики MTLB позволяли ему развивать в воде скорость до 6 км/ч. Стандартное (военное) оборудование включало 7,62-мм пулемет, установленный на вращающейся башне, и зенитную защиту.

Двигатель

Трактор был оснащен системой предварительного запуска, и двигатель можно было запустить с места водителя. Впрыск топлива осуществлялся непосредственно в цилиндры.

Таблица 1 – Данные двигателя

Приводной блок ЯМЗ-238В
Мощность, л.с. 240
Топливо дизель
Количество инсультов 4
Расположение цилиндров Тип V
Количество цилиндров 8

ГАЗ 33081: Садко, Егерь, Вепрь, технические характеристики, цена и фото.

Технические характеристики автомобиля ГАЗ 53 описаны в этой статье.

Габаритные размеры

Эксплуатационная масса гусеничного внедорожника составляет 9700 кг, а масса буксируемого прицепа – 6500 кг.

Таблица 2 – Размеры

Длина, мм 6454
Ширина, мм 2860
Высота, мм 1865

Обозначенный тоннаж составляет 2 тонны при перевозке с прицепом и ограничение в 2,5 тонны при перевозке груза без прицепа.

Подвижность

Болота и подвижные пески легко преодолеваются движущимися гусеницами. Чтобы проехать по таким участкам, ширина колеи увеличивается. Это повышает мореходность и снижает нагрузку на грунт.

Таблица 3 – Ловкость

Максимальная скорость, км/ч 61,5
Средняя скорость, км/ч 26-32
Расход топлива, л (100 км) 90-120
Колея, мм 2500
База, мм 3700
Дорожный просвет, мм 395-415

Управление

Практически все функции автомобиля легко доступны для водителя. Помимо вышеописанного запуска двигателя, водитель может активировать систему отопления и другие функции, важные для комфортной работы салона.

Групповой эксплуатационный комплект для МТЛБ состоит из:

Насадки ; Инструменты ; Приборы. Навесное оборудование Насадки для пресса приводных колес; Насадки для пресса приводных колес; Насадки для пресса направляющих колес; Набор конусов – предназначен для сборки ограждений с уплотнительными втулками; Трос -100-sb 104 – 15 штук – для буксировки неисправных машин; Рукоятка для снятия гидравлического демпфера с верхнего пальца; Рукоятка для выпрессовки нижнего пальца гидравлического демпфера 165-100-sb118; Рукоятка для выпрессовки торсионного вала; Стрелка 765-100-124 для установки балансира на определенный угол торсионного вала; 15

Нужны ли права

Для управления гусеничными машинами с двигателями мощностью более 25,7 кВт требуется удостоверение тракториста-машиниста категории E. Информация о виде лицензии приводится в нормативных документах и правовых актах (например, в Постановлении Правительства Российской Федерации № 796 от 12 июля 1997 года, такая же информация приведена в Приказе № 807, изданном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 29 ноября 1999 года). Внедорожник имеет большие габариты и вес, поэтому управлять им должен опытный водитель.

Особенности эксплуатации

Перед зимней эксплуатацией слейте все замерзшие жидкости и заполните радиатор антифризом. Проверьте правильность работы нагревателя, открутите сливной винт и слейте конденсат. Если конвейер хранится на улице при температуре ниже -15°C, рекомендуется извлекать батареи на ночь. Для защиты платформы от снега используйте стандартный брезент.

Военный внедорожник МТЛБ

При эксплуатации внедорожника в условиях пустыни или степи необходимо регулярно проверять уровень электролита в аккумуляторах и доливать дистиллированную воду. После 20-30 часов работы дизеля (по показаниям счетчика) необходимо промыть фильтр и удалить накопившуюся грязь из воронки циклона. Если планируется ремонт устройства, требующий разборки, работы должны проводиться под крышкой, чтобы предотвратить попадание песка и пыли на сопрягаемые поверхности.

В горных условиях система охлаждения должна быть заполнена антифризом; если в системе используется вода, ее необходимо слить за ночь. Если в радиаторе обнаружены следы накипи, необходимо промыть устройство специальными реагентами, растворяющими отложения. Уровень электролита в батареях следует проверять через 3-4 дня использования, доливая дистиллированную воду. После прохождения загрязненных участков дороги радиаторы должны быть очищены от посторонних отложений, а вода не должна попадать в коробки передач квадроцикла.

Использование в воинских частях

Эти вездеходы впервые попали в военные подразделения во время войны в Афганистане. После распада СССР транспортеры попали в бывшие советские республики и использовались в локальных конфликтах. Машины были предназначены для доставки припасов, минометных или артиллерийских боеприпасов и эвакуации раненых. Броня корпуса могла выдержать попадание пули из автомата Калашникова на любом расстоянии. Для защиты экипажа квадроцикла или экипажа буксируемого орудия использовался пулемет, установленный на башне.

Вездеходы не входили в состав мотострелкового батальона (MRB), но некоторые из них использовались для перевозки личного состава. Во время афганской войны некоторые из машин прошли модернизацию в полевых условиях. Например, буксируемый миномет “Василек” был установлен на грузовой платформе, что противоречило требованиям руководства по боевому применению, но повышало маневренность огневой позиции. Носимые боеприпасы располагались внутри корпуса, а также устанавливались на внешних плитах вместе с дополнительным оборудованием экипажа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Back to top button