«Возможности у нас есть»: кто вызвался помочь России с импортозамещением

МОСКВА, 28 июн – РИА Новости, Елена Попова. После введения беспрецедентных санкций со стороны США и Европейского союза сотни международных компаний практически в одночасье покинули Россию. Логистические цепочки были нарушены, а деловые связи разорваны. Соседняя Беларусь готова помочь пережить кризис. РИА Новости выяснило, что Минск может предложить Москве.

Ключевые компетенции

Беларусь имеет огромный опыт жизни под санкциями. Республика сталкивается с ограничениями со стороны Запада уже более двадцати лет. Наиболее серьезные из них последовали после очередных президентских выборов, которые вызвали массовые протесты в стране. Впоследствии в черный список попали десятки компаний, в том числе крупнейший в мире производитель удобрений “Беларуськалий”, а также “Белавиа”, гродненские “Азот” и “Нафтан”. Хотя многие компании были лишены поставок иностранных технологий и материалов, компании нашли способы направить их – в том числе через Москву. Теперь, когда транснациональные корпорации приближаются и к России, это невозможно. Страны-союзники разрабатывают совместные программы по преодолению кризиса. После встречи с президентом России Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге Александр Лукашенко поручил правительству “не отказывать (России – ред.) ни в одном направлении и ни по одному вопросу”. “Импортозамещение – это проблема номер один. Мы договорились, что будем строго контролировать этот процесс”, – сказал он, добавив, что самое главное – устранить бюрократию. Президент России Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко во время встречи © РИА Новости / Максим Блинов / Перейти в фотобанк Президент России Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко во время встречи Москва и Минск тесно сотрудничают по многим направлениям. За последние четыре месяца республика увеличила экспорт в Россию на 30 процентов в натуральном выражении. Между тем, в денежном выражении он вырос более чем на сто процентов только за апрель, согласно оценкам Bloomberg. “Россия покупает сельскохозяйственную продукцию. Это включает в себя нефтехимическую промышленность, которая была заблокирована Западом. Беларусь перерабатывает нефтепродукты на своих НПЗ, и теперь часть из них может вернуться в Москву”, – объясняет белорусский политолог Алексей Дзермант. Путин выделил Минску 1,5 миллиарда долларов на реализацию программ импортозамещения. По словам заместителя министра экономики Беларуси Дмитрия Ярошевича, страна сможет заместить в России товары машиностроения и микроэлектроники.

Воздушные мосты

Авиационный транспорт больше всего пострадал от западных санкций, считают эксперты рейтингового агентства НКР. Отрасль страдает от высокой зависимости от импорта, сбоев в цепочке поставок и нехватки рабочей силы. Возьмем, к примеру, российский самолет Sukhoi Superjet 100; доля иностранных компонентов – в основном французских – оценивается в 70%. Пресс-служба Министерства транспорта Беларуси уже сообщила, что недостающие компоненты могут быть произведены внутри страны. © РИА Новости / Михаил Воскресенский / Перейти в фотобанкСамолет Suhoi Superjet 100 в цехе окончательной сборки © РИА Новости / Михаил Воскресенский Перейти в фотобанкСамолет Suhoi Superjet 100 в цехе окончательной сборки В Беларуси есть два предприятия, которые теоретически могут компенсировать недостаток импортных деталей: Минский ремонтный завод гражданской авиации и ОАО “588 авиационный ремонтный завод” в Барановичах, один из крупнейших в СНГ. “Белорусы достаточно сильны в оптике и механике, неплохо разбираются в радиоэлектронике, особенно в радарах. Несомненно, некоторые компоненты могут производиться в Беларуси. Вопрос только в объеме и времени усвоения”. – говорит Алексей Захаров, независимый эксперт в области автомобильной и аэрокосмической промышленности. Что касается времени, то оно зависит от конкретной задачи. Одно дело – вставить стекло в иллюминатор, другое – в самолетный радар. Однако даже простые задачи могут занять до полутора лет, прогнозирует эксперт.

Тягачи и самосвалы

ПАО “КАМАЗ” одним из первых попало под европейские санкции. Автомобильный гигант сталкивается с нехваткой автозапчастей, импортируемых из Германии и США. Его ближайшим аналогом в Беларуси является Минский автомобильный завод (МАЗ). “Сотрудничество с Беларусью – это взаимное удовольствие и выгода. Во-первых, у МАЗа традиционно сильные позиции в области многоосных платформ. Тяжелые грузовики, на шасси которых базируются военные автомобили, в основном производятся в Беларуси. Так что сотрудничество, по крайней мере в этой области, вполне возможно”. – считает Захаров. Еще одной трудностью для “КАМАЗа” являются грузовики К4 и К5, которые концерн раньше производил совместно с Mercedes. Теперь место немцев могут занять белорусы. “Есть много важных вопросов, которые не обязательно лежат на вершине, но партнерство в этих вопросах с Минском возможно и желательно”. – сказал эксперт. В апреле в Минске состоялась встреча генерального директора КАМАЗа Сергея Когогина с министром промышленности Беларуси Петром Пархомчиком. “Руководители машиностроительных компаний обеих стран намерены объединить усилия в производстве автомобилей с использованием беспилотных и интеллектуальных систем”, – говорится в заявлении пресс-службы российского автопроизводителя. © Sputnik / Виктор Толочко / Перейти в фотобанк Производство тяжелых грузовиков на заводе БелАЗ © Sputnik / Виктор Толочко Перейти в фотобанк Производство тяжелых грузовиков на заводе БелАЗ Кстати, МАЗ пока официально не объявлял о производстве беспилотного грузовика. Однако компания работает над созданием электрического автобуса, который будет работать без участия человека. КАМАЗ, в свою очередь, имеет опыт в подобных проектах – четыре года назад такой грузовик проехал по Крымскому мосту. Еще одна перспективная область сотрудничества – самосвалы. Ранее основным конкурентом БелАЗа на российском рынке была американская Caterpillar, но недавно она объявила о своем уходе. “Теперь ничто не мешает БелАЗу увеличить поставки в Россию, компания может открыть здесь сборочные заводы”. – говорит эксперт отрасли Леонид Хазанов.

Заделы на будущее

На встрече с молодыми предпринимателями президент Владимир Путин заявил, что “западные санкции, направленные на импорт микроэлектроники, были одним из главных ударов по России”. В то же время Путин подчеркнул, что Беларусь обладает необходимой компетенцией. Напомним, что в России раньше выпускались процессоры Baikal, но после разрыва отношений с тайваньской TSMC их производство было прекращено. Но даже без этого развитие России отставало от мирового рынка по значимости на десятилетия. Амбициозные планы включают в себя запуск производства на 28 нанометрах к 2030 году; TSMC уже выпускает чипы на 5 нанометрах. “Ситуация с микроэлектроникой в России не очень хорошая, я не знаю ни одной крупной компании. Если белорусы смогут организовать поставки любых видов продукции, это будет очень хорошо”. – Хазанов сказал. 12 мая, 20:05

В республике действуют две специализированные холдинговые компании: Планарные и интегральные. Эти компании имеют 60-летний опыт создания микроэлектронных изделий. “У Беларуси есть опыт советской эпохи, – говорит Алексей Дзермант. – Очевидно, что некоторые из них устарели. Другие не пользовались спросом. Их можно реанимировать, а некоторые советские технологии актуальны и сегодня”. Промышленность также нуждается в модернизации и инвестициях, чтобы идти в ногу со временем, сказал он. Здесь речь может идти о сотнях миллионов долларов. “Нам нужно закрыть самые важные сферы: оборону и банковское дело. Это то, что Россия не может передать иностранным компаниям. Лучше вкладывать деньги в собственный надежный продукт, чем потом платить миллиарды долларов западным корпорациям, которые к тому же способны все перекрыть”. – утверждает Дзермант.

От семян до лифтов

Белорусский производитель холодильников “Атлант” также может увеличить свое присутствие на российском рынке. По словам Хазанова, компания разрабатывает компрессоры, которые будут востребованы “в связи с прекращением их импорта из Европы”. Еще одна потенциальная область для импортозамещения – краны. “Могилевлифтмаш” – альтернатива европейским производителям лифтов ThyssenKrupp Elevator” – отмечает эксперт. Производство холодильников на заводе “Атлант” в Минске © РИА Новости / Иван Руднев / Перейти в фотобанк Производство холодильников на заводе “Атлант” в Минске По словам Дзерманта, в стране очень хорошая школа семеноводства, которая полезна и для России: “Я не могу сказать, что существует семенной фонд всех культур, но значительная его часть имеется. Эксперты согласились, что процесс импортозамещения может занять годы. Но если сравнивать с Китаем, то Беларусь более выгодна для российского рынка. По крайней мере, с точки зрения затрат, сотрудничество будет дешевле. В Минске есть много недооцененных предприятий, которые раньше не замечали, а теперь у них есть шанс проявить себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Back to top button