Вывоз избытков урожая тормозят пошлины и тарифы

“Опора России” после обращения аграриев Сибирского федерального округа (СФО) направила письмо в профильный комитет Совета Федерации с просьбой решить проблему тарифных ограничений на транзит зерна из России через Казахстан и негативного влияния российских экспортных квот и плавающей пошлины на них.

Российские эксперты напоминают, что зерно из Казахстана продолжает перевозиться Россией в порты Черного моря по льготным тарифам. Учитывая, что регионам СФО сложно реализовать излишки зерна, “Опора России” предлагает в четыре раза увеличить коэффициент, учитывающий его при расчете экспортных квот, и восстановить льготный тариф на поставки пшеницы и ячменя в южные порты и Сибирь.

“Опора России”, ссылаясь на обращение аграриев Сибирского федерального округа, обратилась в профильный комитет Совета Федерации с просьбой решить проблему вывоза излишков зерна из региона. Сибирские сельхозпроизводители заявили, что в регионе имеется большой избыток зерна – его экспорт и внутренние перевозки затруднены высокими таможенными пошлинами и ограничениями, наложенными правительством. Одной из главных проблем, по мнению Сергея Соколова, председателя комитета по развитию зернового комплекса “Опоры России”, является тарифная дискриминация российских перевозок зерна через Казахстан в Среднюю Азию, Афганистан и Пакистан: стоимость одного километра для казахских зернопереработчиков составляет 51 рубль, для российских – 192 рубля, при этом Россия сохраняет льготы на транзитные перевозки зерна из Казахстана в порты Южного федерального округа.

Русская Опора считает, что высокий тариф для российских аграриев должен быть отменен, но решение этой проблемы может затянуться как по бюрократическим, так и по политическим причинам.

Например, по мнению Андрея Кушниренко, доцента кафедры международной торговли Восточно-Азиатской академии внешней торговли, на разрешение тарифного спора через механизмы ЕврАзЭС может уйти несколько лет, поэтому фермерам Сибирского федерального округа не стоит ожидать снижения тарифов в ближайшее время. Президент Российского союза зернопроизводителей Аркадий Злочевский считает, что сложные тарифные условия могут быть устранены путем переговоров или введения симметричных мер для транзита зерна из Казахстана, но Россия рассчитывает на поддержку экономики Казахстана в поставках технологического импорта, недоступного из-за санкций, и рассчитывать на активную позицию российских властей в тарифном споре с Астаной не приходится. Комитет Совета Федерации по аграрной политике и Министерство сельского хозяйства не ответили на вопросы “Коммерсанта”.

Для самих фермеров более перспективно продавать зерно на рынок 140 миллионов потребителей на северо-западе Китая. Российская “Опора” считает, что альтернативные маршруты не спасут сибирское зерно – ему придется конкурировать с грузами, которые до сих пор отправлялись на Запад. Однако “Опора России” предлагает РЖД рассмотреть возможность введения фиксированного расписания для обработки экспортных агропромышленных грузов на Дальнем Востоке – по словам Соколова, перевозки зерна в настоящее время более выгодны, чем угля и металлов.

Экспортные квоты – отдельная проблема: с 2020 года квоты выдаются по историческому правилу, но поставки в страны ЕС-ЕЭЗ не включены, а маршрут в Китай только разрабатывается.

В результате количество компаний SDF, получивших квоты, сокращается: в 2020 году – 15 компаний на 150 тысяч тонн пшеницы и ячменя, в 2022 году – 8 компаний на 90 тысяч тонн. Опора России” требует четырехкратного увеличения коэффициента при расчете квот на поставку зерна из Сибири, а также восстановления льготного тарифа на его внутрироссийские перевозки в южные порты. Ранее Союз зернопроизводителей России призывал государство предоставить 50% скидку на тариф при перевозках на расстояние более 1100 километров (эффективный диапазон составляет 26-32%), но в настоящее время это не применяется. Глава Союза зернопроизводителей оценивает требуемую 50% скидку на весь маршрут и говорит о большей эффективности перевозок в восточном направлении из-за высокой конкуренции в портах Южного федерального округа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Back to top button