Ущерб аграриев от отказа GPS-агропилотов в мире из-за вспышек на Солнце может превысить 150 млн долл.

Подсчитали аналитики ассоциации «ИнтерАгроТех». Решить проблему могут ИИ-автопилоты.

Одним из наиболее серьезных последствий вспышек на Солнце, с которыми столкнулись жители нашей планеты в мае месяце, стал отказ систем GPS-навигации сельхозтехники, без которых проведение многих операций в поле сегодня не представляется возможным. Эксперты отмечают, что в большом количестве регионов мира бедствие случилось во время, так называемой, критической точки проведения сельхозработ (сева, опрыскивания и т.д.), когда задержка в их проведении даже на один день может привести к серьезным потерям урожая. Во многих случаях фермеры были вынуждены даже полностью прекращать выполнение работ.

По имеющимся на сегодня данным, наибольший ущерб стихия нанесла аграриям США и Канады. Его объем в этом регионе можно оценить в районе 100 млн. долларов. Проблемы с GPS также отмечались и в других регионах мира, включая Россию, страны Евросоюза, Латинской Америки, Азии и даже Австралию. Всего, по данным «ИнтерАгроТех» в мире потери аграриев за несколько дней солнечной активности могут превысить 150 млн. долл. Такие данные получены аналитиками ассоциации на основании экспресс-опроса партнеров и аграриев из 8 стран, включая США, Бразилию, Арабские Эмираты, ЮАР и другие. Ущерб определялся исходя из оценок потерь урожая из-за простоя техники в период отсутствия GPS-сигнала, а также прогнозируемых последствий потерь урожая из-за погрешностей в работе GPS-навигаторов.

Напомним, что технология GPS-навигации использует глобальную спутниковую навигационную систему для определения местоположения техники на поле и автоматического управления ее движением по заранее заданному маршруту. Ее основным недостатком является «слепота», поэтому риски инцидентов у таких устройств достаточно велики. Однако в последнее десятилетие подобные решения довольно плотно вошли в жизнь агрохозяйств. К примеру, в США, по разным оценкам, более 85% техники оснащено такими устройствами.

«Отключения GPS-сигнала подчеркивают, насколько уязвим этот вид систем автопилотирования к сбоям в работе спутников, о чем эксперты предупреждали уже много лет. Основная проблема состоит в том, что в таких ситуациях фермеры оказываются полностью беспомощными. Их техника одномоментно выходит из строя. Фермеры в соцсетях по всему Интернету до сих пор обсуждают сбои в работе GPS», – комментирует директор «ИнтерАгроТех» Наталья Филиппова. 

Другим, более важным последствием отказа GPS-навигации стала потеря точности движения техники, оснащенной этими устройствами, что привело к появлению погрешности в движении, которая временами доходила до двух метров.

«Такая ситуация чревата тем, что одна сельхозоперация, например, сев, была проведена по одним траекториям, а внесение удобрений или полив, которые проводятся позднее, в отсутствие вспышек на Солнце, – уже пройдут по другим траекториям. Это значит, что растения были посеяны в одних зонах, а полив и удобрения пойдут в другие зоны, то есть фактически в никуда. Есть риски, что может пропасть весь урожай», – продолжает Филиппова.

Многие американские дилеры и фермеры считают произошедшие события чрезвычайно опасными. По их мнению, навигационные GPS-системы для сферы агро себя скомпрометировали. Они выразили серьезную обеспокоенность зависимостью производств, ответственных за обеспечение продовольствием, от таких факторов.

Стоит отметить, что в последнее время случаи отказа сельхозтехники, на которой установлены GPS-навигаторы участились во всем мире. В прошлом году аналогичный сбой произошел в работе спутников Inmarsat, что привело к длительной остановке тракторов на территории Австралии и Новой Зеландии.

Для России проблема зависимости работы сельхозтехники от GPS-сигнала особенно актуальна, в связи с использованием средств РЭБ в регионах, близких к зоне проведения СВО.

«Международные эксперты предупреждают о возможности удаленного блокирования подключенных тракторов и проведении кибератак, нацеленных на сельхозтехнику, как серьезную угрозу продовольственной безопасности. В качестве решения проблемы и альтернативы GPS-навигаторам, целесообразно использовать системы автономного управления на основе искусственного интеллекта. Это решения нового поколения, которые не зависят от уровня сигнала GPS. В частности, это и импортозамещенные российские продукты, которым сегодня мы не видим аналогов в мире», – заключает Филиппова.

ИнтерАгроТех

Ассоциация создана в 2022 году при поддержке Минпромторга России и Минсельхоза России для объединения отечественных производителей электронной компонентной базы и электроники на ее основе, программного обеспечения, цифровых технологий, техники, а также сельхозтоваропроизводителей полного цикла с целью содействия ее членам в осуществлении своей деятельности, направленной на обеспечение устойчивой цепочки взаимодействия, усиление позиций для эффективного развития агропромышленного комплекса России, развитие высокоточного земледелия, а также формирование гарантий продовольственной безопасности России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Back to top button