Зачем производители уменьшают объем бутылок с молоком
Еда теряет вес. Только мы смирились с бутылками молока по 900 мл, как производители «изобрели» новые, почти на полстакана меньше — 803 мл. Действительно, зачем платить больше, если можно за эти же деньги пить меньше?
Шринкфляция — это экономическое явление, когда компании уменьшают объем, количество или вес своей продукции без изменения цены. Это еще часто называют «даунсайзингом». Связано оно с тем, что производитель, выбирая между повышением цен на свой товар и снижением объема при той же цене, часто выбирает второе, поясняют в «Союзмолоко». Ведь, по данным Росстата, в первом квартале 2023 года молочные продукты подорожали больше многих других: рост составил 10,71%, тогда как в целом продукты подорожали на 7,35%.
Практика уменьшать объем упаковки используется далеко не в первый раз и далеко не только в России. Все мы помним вместо десятка только девять яиц, уже привыкли к шоколаду по 90 г в плитке или 180 г вместо 200 г в пачке сливочного масла.
«Психологически многим покупателям так комфортнее остаться верным своему любимому бренду», — поясняют в отраслевом союзе. Конечно, не всем покупателям это по душе, так что нужно быть бдительным и обращать внимание на объем, если он для вас важнее бренда.
Расчет прост: бутылка 0,8 литра внешне мало отличима от «собрата» на 0,9 литра. Формально придраться не к чему, ведь производитель честно указывает размер упаковки. Но главное в этом деле — не выпячивать информацию. А там, глядишь, спешащий с работы потребитель не заметит подмены и купит вроде бы привычный продукт по привлекательной цене.
Еще один способ, который производители используют, чтобы продать меньше за те же деньги, — указывать на упаковке килограммы вместо литров. Дело в том, что в 1 килограмме молока меньше 1 литра — 0,95-0,97 литра. Потребитель разницы не заметит, а лишняя копейка карман не тянет.
Еще в феврале 2023 года Роскачество обещало провести исследование среди самых популярных видов товаров, чтобы понять, насколько ситуация с даунсайзингом критическая. По его итогам, возможно, будут предложены корректировки в законодательство. Сейчас в России есть закон «Об упаковке и упаковочных отходах», по которому производители имеют право уменьшать вес и объем упаковки «до тех минимальных значений, которые обеспечивают безопасность транспортировки, требования гигиены к упакованному продукту и являются приемлемыми для потребителя. Но даже этот закон носит рекомендательный характер.