ЦРПТ: запуск маркировки упакованной воды помог “обелить” рынок более чем на 12%

Цифровая маркировка упакованной воды, первый этап внедрения которой стартовал полгода назад, позволила “обелить” рынок более чем на 12%: легализована работа около 150 компаний, которые ранее не регистрировали свою деятельность в госорганах. Об этом ТАСС в четверг заявили в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки).

“Введенный полгода назад первый этап цифровой маркировки упакованной воды позволил “обелить” рынок более чем на 12%. Наносят коды маркировки на упакованную воду в России 1 128 предприятий, из них более 150 компаний до введения маркировки осуществляли производство, но не подавали сведения о своей деятельности ни в один государственный орган”, – пояснили в ЦРПТ, отметив, что данные собраны на основе информации федеральных и региональных органов власти, а также системы маркировки о фактически произведенной воде.

По словам руководителя управления безакцизных товарных групп центра Кирилла Волкова, которого цитирует пресс-служба, выход производств из тени после начала цифровой маркировки – закономерность. “Аналогичные процессы мы наблюдали и в других группах. Наиболее яркие примеры: количество поддельных лекарств в России приблизилось к нулю, меховой рынок обелился в 10 раз, в табачной отрасли доля нелегального оборота снизилась на 25%, неожиданно появилось 18 новых табачных фабрик, а 26, работавших нелегально, были закрыты”, – рассказал Волков.

По его словам, маркировка упакованной воды, как и других категорий товаров, не оказала заметного влияния на цену, а также не привела к снижению объема производства воды. Этот показатель, как ожидается, наоборот, будет только расти благодаря поэтапному “обелению” отрасли, подчеркнул Волков.

По данным Национальной системы цифровой маркировки “Честный знак”, с марта по июль 2022 года произведено и промаркировано 2,53 млрд литров питьевой воды и 1,02 млрд литров минеральной воды.

В ЦРПТ назвали регионы-лидеры по производству питьевой воды. Ими стали Московская, Липецкая, Новосибирская области, Москва и Краснодарский край. А в топ регионов по производству минеральной воды вошли Ставропольский край, Карачаево-Черкесия, Новосибирская и Липецкая области, а также Республика Хакасия.

В пресс-службе оператора маркировки также отметили, что больше всего упакованной воды в Россию ввозится из Грузии, Армении, Италии, Казахстана и Словении.

Опрошенные ТАСС производители упакованной воды, внедрившие систему “Честный знак”, отмечают рост производства. Среди них Очерский завод напитков (Пермский край), который выпускает воду под брендами “Медвежий ключ”, “Светлый родник” и KARAT. По словам генерального директора компании Ольги Каракуловой, после внедрения маркировки производство увеличилось на 10%, и предприятие планирует наращивать объемы и дальше.

“Маркировка – максимально эффективный инструмент в борьбе с контрафактной продукцией. Потребителю достаточно всего лишь отсканировать воду в приложении и быть уверенным в качестве и подлинности потребляемой продукции”, – отметила Каракулова.

В компании “Бавария” (Республика Северная Осетия) также уверены, что после введения маркировки смогут нарастить объемы выпуска – в следующем году предприятие намерено произвести 27 миллионов литров продукции.

“Мы убеждены, что участие в системе электронного учета “Честный знак” в наших же интересах, и маркировка станет хорошим подспорьем в борьбе с контрафактом. Это очень актуально, так как, к сожалению, уже были выявлены случаи подделки воды “Тбау”. Приятно, что государство заботится о безопасности потребителей, ограждая их с помощью маркировки от некачественного продукта”, – рассказал директор по производству Азамат Цховребов.

Корсаковский завод пива и напитков “Северная звезда” (Сахалинская область) также фиксирует увеличение объемов производства и планирует их дополнительно наращивать.

“Мы одни из первых внедрили маркировку питьевой воды. После 1 марта объемы производства увеличились, и мы не намерены останавливаться на достигнутом. На данный момент мы активно готовимся с 1 ноября передавать сведения об обороте воды. <…> Нам важно, чтобы потребитель имел возможность лично убедиться в качестве покупаемой продукции”, – заявили в компании, отметив, что от маркировки ожидают полного обеления отрасли.

Как рассказали в ЦРПТ, аналитики “Честного знака” в процессе ввода маркировки выявили ряд нарушений со стороны бизнеса: одни вовсе уклоняются от нанесения цифровых кодов, другие наносят их, но не вводят продукцию в оборот или не указывают сведения о разрешительной документации.

“Информация о таких производствах регулярно передается надзорным органам для проведения соответствующих мероприятий”, – подчеркнул директор по контрольно-надзорной деятельности Антон Гущанский.

По его словам, в некоторых регионах в системе маркировки вообще отсутствует производство воды. “Но, по данным Росстата, в прошлом году в этих субъектах оно осуществлялось, и, судя по открытым данным, эти компании до сих пор работают. Данные обо всех подобных отклонениях также доступны госорганам для пресечения нарушений”, – отметил Гущанский.

В ЦРПТ напомнили о том, что с 1 марта 2023 года Минпромторг РФ планирует включить в систему “Честный знак” воду, предназначенную для детского питания. Как рассказала глава департамента развития системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции министерства Екатерина Приезжева, слова которой приводятся в сообщении, недобросовестные участники рынка пользуются тем, что пока такая вода исключена из маркировки.

“Мы видим сейчас, когда и пятилитровые канистры с надписью “детская вода” находятся в реализации. Но лабораторные исследования показывают, что там никакой детской воды не содержится”, – отметила Приезжева.

Расширение маркировки на детскую воду поддерживают в Совете Федерации, крупные производители, среди которых BAIKALSEA Company и “Перспектива”, а также Общественная потребительская инициатива, рассказали ТАСС в пресс-службе оператора “Честного знака”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Back to top button