Из-за сложностей в логистике кофейную арабику в России заменит робуста
Мировые эксперты ожидают падения цен на кофе в связи с сокращением поставок в Украину и падением спроса в России. Однако российским потребителям рано радоваться: затраты на логистику выросли в разы, а маршруты доставки кофе изменились. В результате в ближайшем будущем ожидается сокращение поставок арабики и увеличение поставок робусты.
Цены на мировом рынке могут упасть на 12% к концу года, цитирует Карлос Мера, глава отдела исследований сельскохозяйственных рынков Rabobank. Причиной этого является хороший урожай в Южной Америке и, как следствие, увеличение предложения на рынке. Более того, ожидается, что спрос увеличится всего на 2%, хотя ранее эксперты ожидали роста на 3,5%. Украина пострадает от сокращения поставок на 70%, а спрос в России упадет на четверть.
Однако падение цен на кофе в России маловероятно. В 2021 году его стоимость на мировом рынке уже увеличилась в 2-2,5 раза, и снижение всего на 12% — это лишь небольшая коррекция, говорит Рамаз Чантурия, генеральный директор ассоциации «Рощайкоф». Кроме того, в прошлом году стоимость транспортировки кофе выросла примерно в три-четыре раза из-за пандемии, а теперь, из-за давления санкций, вдобавок к этому возникли сложности с потоком через европейские хабы: транспортировка в Россию предполагает еще полуторакратное увеличение цены.
Сроки доставки увеличиваются более чем в два раза. Импортеры несут большие расходы на закупку и доставку сырья, а также на обслуживание дорогих кредитов», — сказал Чантурия.
Эксперт не ожидает «драматического воздействия на рынок» от ухода иностранных компаний из России. Например, доля итальянской компании Lavazza оценивалась всего в 8%. Вполне вероятно, что эта доля будет распределена между другими производителями. Доля финской компании Paulig на российском рынке составила чуть менее 17%. Ей принадлежал завод по обжарке кофе в Твери, который она продала члену совета директоров Milagro. Компания продолжит производство кофе, но под другим брендом, сказал Чантурия. Доля сети кофеен Starbucks также была небольшой, а ее торговые точки находились в хороших местах. Их могут найти другие арендаторы или владельцы.