Нет школ — нет сёл

С 2006 года в России действует подушевая система финансирования образования. И если в школе учится меньше 30 детей, ее разрешается «оптимизировать»: сделать филиалом более крупного учреждения (но тогда обычно остается 1,5 кабинета, где один учитель-универсал разом обучает всех школьников с 1 по 11 класс) или совсем закрыть, что чаще всего и происходит.

В стране больше половины школ — сельские, на них приходится 28% общего числа детей. Средняя численность обучающихся в них — в 4 с лишним раза меньше, чем в среднем в городской: 166 против 700.

Россияне идут на все ради ради спасения школ. Сельские учителя повсеместно становятся приемными родителями. Иногда количество школьников из детдомов составляет до 50%. Более того, учителя-усыновители неформально договариваются в интернатах даже о возрасте своих воспитанников: кому-то не хватает первоклашек, кому-то — учеников в возрасте 16-17 лет.

Но статистика неумолима. В одном только Алтае за последние годы ликвидировано более 300 школ. Как только учреждение закрывается, из села уезжает активная часть населения. Тут же начинает загибаться бизнес, включая частников, которые обеспечивали школу продуктами питания. Растет пьянство и преступность.

Тем, что остается, приходится переводить детей в школы соседних поселков. Это десятки километров от дома, без специального транспорта, нормальных дорог и необходимого освещения, путь через небезопасные леса и овраги. Родители пытаются бороться с системой и чиновниками, но всегда остаются крайними — их обвиняют в экстремизме и угрожают лишением родительских прав.

В Перми и вовсе закрыли одну из школ из-за низкого балла ЕГЭ. Хотя на тот момент там обучалось 109 детей. Родители узнали о закрытии за 10 дней до 1 сентября. А в местном роно отметили выгоду данного решения — реорганизация позволит сэкономить больше 1,5 млн рублей.

В Министерстве образования разводят руками — местные органы власти им, видите ли, не подчиняются. Им и карты в руки.

В скудных районных бюджетах 50-70% средств уходят на «выполнение функций органа государственной власти», пишут «Аргументы недели». Иными словами, на самих себя. И школы становится для них бременем — все равно, что воровать из собственного кармана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте также

Back to top button