Санкции, введенные из-за «спецоперации» на Украине, затронули 73% российских предпринимателей

Санкции, введенные в связи со “спецоперацией” на Украине, затронули 73% российских предпринимателей, опрошенных Фондом “Общественное мнение” (ФОМ). Предприниматели сталкиваются с падением покупательского спроса и ростом затрат, вынуждены менять цены, искать новых клиентов и поставщиков. В то же время 65% из них убеждены, что санкционная война не разрушит российскую экономику.

Последствия санкций, связанных со “спецоперацией “*, в которой Россия стала мировым лидером уже в марте, ощутили 73% российских малых компаний. Таковы данные опроса, проведенного Фондом “Общественное мнение” (ФОМ) среди 735 российских предпринимателей. Опрос является частью 10-летнего лонгитюдного исследования малого бизнеса – проекта, стартовавшего в июле 2021 года, в рамках которого представители ФОМ каждый квартал опрашивают одних и тех же предпринимателей.

Как санкции влияют на бизнес

Только 25% опрошенных предпринимателей не заметили никакого негативного влияния санкций на свой бизнес. Еще 2% затруднились с ответом. Подавляющее большинство респондентов (73%) ощутили на себе негативное влияние санкций.

Прежде всего, ухудшение ситуации проявилось в снижении количества заказов и клиентов – это ощутили 60% предпринимателей, почувствовавших влияние санкций, и 44% всех опрошенных. На открытый вопрос “Какие изменения произошли в вашей компании?” предприниматели ответили: “нет объемов, нет работы”, “уменьшились объемы”, “в целом заказов стало меньше, люди боятся”, “стали брать меньше заказов”. – пишут авторы опроса. На втором месте – рост расходов и инфляция (56% и 41% респондентов). В конце тройки негативных последствий находятся проблемы с поставками (53% и 39% респондентов).

Среди других проблем, названных респондентами во II квартале 2022 года, – просрочка платежей и неуплата долгов (23% и 17% опрошенных), рост процентных ставок по кредитам (22% и 16%), трудности с переводами и расчетами (21% и 15%), трудности с уплатой налогов (13% и 9%) и арендной платы (9% и 6%).

Первая волна продольного исследования охватывала второй квартал 2021 года. Данные опроса показывают, что в деловой среде некоторые показатели, после положительного роста, вернулись к исходному уровню. Например, во втором квартале 2021 года. 13% опрошенных имели стратегию роста для своей компании, а 33% – стратегию выживания. В следующем квартале ситуация изменилась к лучшему: 16% респондентов говорили о стратегии роста, а 27% – о стратегии выживания. Данные последней волны опроса: 10% респондентов выбрали стратегию роста, а 35% – стратегию выживания.

Во втором квартале 2021 года 60% респондентов заявили об ухудшении состояния экономики, четверть спустя этот показатель составил 51%, а в нынешних условиях – 66%. 40% респондентов в первой волне опроса сказали, что их доход примерно такой же, как и в предыдущем квартале, сейчас этот процент составляет 33%. С другой стороны, 50% респондентов заявили, что их доход был выше, чем в предыдущем периоде, по сравнению с 34% во 2 квартале 2021 года. Стоит отметить, что число респондентов, утверждающих, что конкурировать становится все труднее, за год снизилось с 25% до 19%.

Как предприниматели реагируют на санкции

Исследование показало, что к маю 2022 г. 64% опрошенных предпринимателей были вынуждены провести изменения в своей компании. В том числе 27% тех, кого, по их словам, санкции не затронули. Из тех, кто видел влияние санкций, 23% ничего не изменили.

Почти половине опрошенных (46%) пришлось изменить цены на товары и услуги, 33% предпринимателей ищут новых клиентов, а 28% меняют поставщиков. 28% респондентов оптимизируют расходы, 19% – сокращают деятельность, а 13% – снижают заработную плату и сокращают штат.

За последний год процент предпринимателей, внедривших онлайн-продажи, увеличился с 23% до 27%, а процент использующих инструменты удаленной работы (облачные хранилища, онлайн-платформы) – с 35% до 41%.

Что предприниматели ждут от будущего

Более половины респондентов (53%) считают, что санкционная война не принесет никакого положительного эффекта. При этом 13% предпринимателей ожидают повышения спроса, 12% – снижения конкуренции, а 6% надеются на импортозамещение и рост промышленного производства в России.

Опрос проводился в мае. Что касается ожиданий относительно результатов второго квартала, то 28% заявили, что они будут хуже, 30% – что лучше, а 36% – что они не принесут существенных изменений. В первом квартале 2022 года процент предпринимателей, считающих, что этот период будет хуже предыдущего, был гораздо выше – 41%.

“Предприниматели, которые уже в большей или меньшей степени пострадали от санкций, с большей вероятностью ожидают ухудшения ситуации в будущем. В эту группу чаще всего входят предприниматели, занимающиеся розничной торговлей, научной, технической и другой подобной деятельностью (например, юриспруденцией, консалтингом, рекламой).” – отмечают авторы исследования.

В глобальном масштабе большинство респондентов (65%) сохраняют оптимизм и отрицательно отвечают на вопрос, приведут ли санкции к краху российской экономики. В своих комментариях предприниматели указали на необходимость развития отечественной экономики и производства: “нам нужно развивать свое производство”, “наша экономика должна развиваться, тогда и мы будем развиваться и больше зарабатывать”, “нам нужно заменить все, что можно, чтобы мы могли производить все, что можно”, “санкции всегда выгодны только России, мы сами не хотим двигаться, они только отталкивают нас назад”. – отмечается в исследовании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Back to top button