Санкции, введенные из-за «спецоперации» на Украине, затронули 73% российских предпринимателей
Санкции, введенные в связи со «спецоперацией» на Украине, затронули 73% российских предпринимателей, опрошенных Фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Предприниматели сталкиваются с падением покупательского спроса и ростом затрат, вынуждены менять цены, искать новых клиентов и поставщиков. В то же время 65% из них убеждены, что санкционная война не разрушит российскую экономику.
Последствия санкций, связанных со «спецоперацией «*, в которой Россия стала мировым лидером уже в марте, ощутили 73% российских малых компаний. Таковы данные опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) среди 735 российских предпринимателей. Опрос является частью 10-летнего лонгитюдного исследования малого бизнеса — проекта, стартовавшего в июле 2021 года, в рамках которого представители ФОМ каждый квартал опрашивают одних и тех же предпринимателей.
Как санкции влияют на бизнес
Только 25% опрошенных предпринимателей не заметили никакого негативного влияния санкций на свой бизнес. Еще 2% затруднились с ответом. Подавляющее большинство респондентов (73%) ощутили на себе негативное влияние санкций.
Прежде всего, ухудшение ситуации проявилось в снижении количества заказов и клиентов — это ощутили 60% предпринимателей, почувствовавших влияние санкций, и 44% всех опрошенных. На открытый вопрос «Какие изменения произошли в вашей компании?» предприниматели ответили: «нет объемов, нет работы», «уменьшились объемы», «в целом заказов стало меньше, люди боятся», «стали брать меньше заказов». — пишут авторы опроса. На втором месте — рост расходов и инфляция (56% и 41% респондентов). В конце тройки негативных последствий находятся проблемы с поставками (53% и 39% респондентов).
Среди других проблем, названных респондентами во II квартале 2022 года, — просрочка платежей и неуплата долгов (23% и 17% опрошенных), рост процентных ставок по кредитам (22% и 16%), трудности с переводами и расчетами (21% и 15%), трудности с уплатой налогов (13% и 9%) и арендной платы (9% и 6%).
Первая волна продольного исследования охватывала второй квартал 2021 года. Данные опроса показывают, что в деловой среде некоторые показатели, после положительного роста, вернулись к исходному уровню. Например, во втором квартале 2021 года. 13% опрошенных имели стратегию роста для своей компании, а 33% — стратегию выживания. В следующем квартале ситуация изменилась к лучшему: 16% респондентов говорили о стратегии роста, а 27% — о стратегии выживания. Данные последней волны опроса: 10% респондентов выбрали стратегию роста, а 35% — стратегию выживания.
Во втором квартале 2021 года 60% респондентов заявили об ухудшении состояния экономики, четверть спустя этот показатель составил 51%, а в нынешних условиях — 66%. 40% респондентов в первой волне опроса сказали, что их доход примерно такой же, как и в предыдущем квартале, сейчас этот процент составляет 33%. С другой стороны, 50% респондентов заявили, что их доход был выше, чем в предыдущем периоде, по сравнению с 34% во 2 квартале 2021 года. Стоит отметить, что число респондентов, утверждающих, что конкурировать становится все труднее, за год снизилось с 25% до 19%.
Как предприниматели реагируют на санкции
Исследование показало, что к маю 2022 г. 64% опрошенных предпринимателей были вынуждены провести изменения в своей компании. В том числе 27% тех, кого, по их словам, санкции не затронули. Из тех, кто видел влияние санкций, 23% ничего не изменили.
Почти половине опрошенных (46%) пришлось изменить цены на товары и услуги, 33% предпринимателей ищут новых клиентов, а 28% меняют поставщиков. 28% респондентов оптимизируют расходы, 19% — сокращают деятельность, а 13% — снижают заработную плату и сокращают штат.
За последний год процент предпринимателей, внедривших онлайн-продажи, увеличился с 23% до 27%, а процент использующих инструменты удаленной работы (облачные хранилища, онлайн-платформы) — с 35% до 41%.
Что предприниматели ждут от будущего
Более половины респондентов (53%) считают, что санкционная война не принесет никакого положительного эффекта. При этом 13% предпринимателей ожидают повышения спроса, 12% — снижения конкуренции, а 6% надеются на импортозамещение и рост промышленного производства в России.
Опрос проводился в мае. Что касается ожиданий относительно результатов второго квартала, то 28% заявили, что они будут хуже, 30% — что лучше, а 36% — что они не принесут существенных изменений. В первом квартале 2022 года процент предпринимателей, считающих, что этот период будет хуже предыдущего, был гораздо выше — 41%.
«Предприниматели, которые уже в большей или меньшей степени пострадали от санкций, с большей вероятностью ожидают ухудшения ситуации в будущем. В эту группу чаще всего входят предприниматели, занимающиеся розничной торговлей, научной, технической и другой подобной деятельностью (например, юриспруденцией, консалтингом, рекламой).» — отмечают авторы исследования.
В глобальном масштабе большинство респондентов (65%) сохраняют оптимизм и отрицательно отвечают на вопрос, приведут ли санкции к краху российской экономики. В своих комментариях предприниматели указали на необходимость развития отечественной экономики и производства: «нам нужно развивать свое производство», «наша экономика должна развиваться, тогда и мы будем развиваться и больше зарабатывать», «нам нужно заменить все, что можно, чтобы мы могли производить все, что можно», «санкции всегда выгодны только России, мы сами не хотим двигаться, они только отталкивают нас назад». — отмечается в исследовании.